Общение без стресса

30-04-2011, 13:52 | Раздел: Стресс
Общение без стресса
Искусство общения без стрессов состоит из двух компонентов: информационного и эмоционального. С одной стороны, очень важно самому точно понять собеседника и обеспечить правильное понимание им ваших мыслей и пожеланий, а с другой стороны, не менее важно создание позитивного эмоционального фона, который исключает возникновение конфликтных ситуаций.

Если не позаботиться о создании благоприятной атмосферы во время общения как на работе, так и в неформальных отношениях и сосредотачиваться только на содержательной части коммуникации – стрессы обеспечены. А при возникновении стресса ухудшается общее состояние организма, могут появиться сопутствующие заболевания. Если у вас что то заболело, то немедленно обращайтесь к врачу, например, в медицинскую клинику "Пилот" clinicapilot.ru, квалифицированные врачи назначат вам анализы и поставят диагноз.

Что чаще всего портит нам настроение, отравляет жизнь? Обиды, непонимание, зависть, ревность, раздражение – то есть негативные компоненты нашего общения. А что приносит нам радость? Отношения любви, дружбы, понимания, интимности, доверия, взаимопомощи. Конечно, имеются и другие немаловажные факторы жизни, влияющие на наше настроение (например, деньги), но их количество в определенной степени зависит от того, как мы смогли выстроить свои отношения с начальниками, подчиненными, компаньонами или конкурентами.
1.Будьте осторожней с критикой.

Критика вызывает всплеск эмоций и выброс в кровь гормонов гнева и равносильна нападению. Как только головной мозг распознает критику, то сразу же отдает приказ симпатической системе готовиться к отражению атаки. Сердце начинает биться чаще, мышцы напрягаются, кожа бледнеет, в кровь поступает адреналин, и в ней повышается уровень глюкозы. Инстинкт личностного самосохранения оберегает личность от воздействия чужой воли. Помимо всего прочего, в нас заложена потребность в самостоятельности действий, поэтому любая критика (даже начатая с благими пожеланиями) является первым шагом к конфликтам и стрессам.

Дейл Карнеги писал: «В своих взаимоотношениях с людьми не забывайте, что имеете дело не с логично рассуждающими созданиями, а с созданиями эмоциональными, исполненными предрассудков и движимыми в своих поступках гордыней и тщеславием. А критика является опасной искрой, которая может вызвать взрыв в пороховом погребе гордости».
Всегда помните и соблюдайте следующие постулаты:
Нельзя критиковать то, что человек не может изменить (пол, рост, расовую принадлежность).
Следует оценивать не самого человека, а только его поступок. Вместо заявления: «Ты такой глупый!» лучше сказать: «Твой поступок был не очень умным».
Еще лучше описать свои переживания по поводу чужого поступка: «Твой поступок расстроил меня».
Критика должна быть конструктивной. Вместо слов «Ты делаешь это плохо» лучше сказать: «А что, если попробовать вот такой способ (предложить нечто конкретное)?».

Оптимальный алгоритм конструктивной критики, вызывающей минимальное сопротивление, можно описать так:
А) Выявление положительного эмоционального отношения к личности («присоединение»): «Я вас понимаю…»; «Мне понятен ход ваших мыслей…»; «Ваши взгляды заслуживают уважения…»; «Мне понравилось, как Вы…».
Б) Обнаружение личных эмоциональных переживаний: «…Но меня огорчил ваш поступок», «Но войдите и в мое положение…», «Однако получается, что я…» (в повествовательной манере сообщить о своих отрицательных эмоциях по поводу его конкретного поступка).
В) Формирование побудительной мотивации для нового мышления. Выбор новых путей и способов поведения: «А если сделать по‑другому?..»; «Давайте рассмотрим другие варианты решения проблемы…»; «В подобной ситуации очень полезно…».
2. Находите в людях хорошее и говорите им об этом.
Этот принцип является логическим продолжением предыдущего. Мало воздержаться от критики и негативной оценки поступков ближнего, будет еще лучше, если вы отметите позитивные черты характера или поведения человека. Помните, что каждый из нас жаждет признания и ощущения своей значительности.
3. Учитывайте потребности других людей.
Естественный эгоизм человека заставляет его делать в первую очередь то, что хочется или нравится ему, а не его ближнему (или, тем более, дальнему). Как же в таком случае вовлекать других людей в воплощение своих замыслов? Очень просто: связывать свои планы с их потребностями.
Для этого нужно две вещи:
– понять структуру потребностей другого человека,
– дать понять человеку, что выполнение определенных действий (нужных вам) позволит удовлетворить какую‑то из его потребностей.