Роль новой коры в эмоциональных реакциях

12-04-2011, 08:32 | Раздел: Психология
Роль новой коры в эмоциональных реакцияхВ последнее время и другие авторы наблюдали половые реакции при раздражении промежуточного мозга и приходили к заключению, что латеральные и базальные отделы промежуточного мозга играют важную роль в регуляции половой активности. По-видимому, это происходит оттого, что таламические ядра тесно связаны с лимбической системой и потому последняя может отреагировать на раздражение этих ядер.

Из вышеизложенного следует, что нервный субстрат половой функции с ев эмоциональным субъективным переживанием и интеграцией внешних половых выражений находится в перегородке и в других участках архипалеокортекса. Эти участки состоят в двойной связи как с новой корой, так и с промежуточным мозгом. Через эти связи активируются те координирующие аппараты сомато-вегетативных реакций, которые должны участвовать в осуществлении полового поведения.


Читать далее

Электрическое раздражение

8-04-2011, 09:38 | Раздел: Психология
Электрическое раздражениеРаздражения других участков поясной извилины вызывают разнородные соматические и вегетативные реакции. Например, при раздражении передней части ее у кошки наблюдается поворот головы в противоположную сторону, насильственные движения с экстензорным тонусом конечностей, расширение зрачков, задержка, а также учащение дыхания, реакция пробуждения, если кошка спит.

При электрическом раздражении средней части поясной извилины наблюдаются приблизительно такие же реакции. Раздражением же задней части также вызывается поворот головы в противоположную сторону, но с характерной особенностью: животное упорно осматривает пол перед собой, беспрерывно воет, застывает на месте.


Читать далее

Нарушение условнорефлекторной деятельности

8-04-2011, 09:36 | Раздел: Психология
Нарушение условнорефлекторной деятельностиНесмотря на кажущуюся нормализацию поведения, условнорефлекторная деятельность была нарушена. Путем применения методики свободных движений обнаружено, что большинство подопытных собак не приучается подбегать к кормушке на звуковой сигнал и возвращаться на определенное место, несмотря на большое количество сочетаний (от 320 до 1225). Лишь у двух подопытных собак образовалось нестойкое пищевое поведение на звук после 300 сочетаний, но дифференцировки на другой звук нельзя было выработать.


Читать далее

Повреждения таламических неспецифических ядер

8-04-2011, 09:32 | Раздел: Психология
Повреждения таламических неспецифических ядерВ острых опытах было показано, что при раздражении хвостатого ядра в коре больших полушарий регистрируется ответ с коротким скрытым периодом (1—2 мсек), и поздняя реакция в виде веретенообразной активности медленных волн. После повреждения таламических неспецифических ядер ответ с коротким скрытым периодом сохраняется, но исчезает поздняя веретенообразная активность медленных волн (Бутхузи). А из данных Пурпура, Грундфеста и др. известно, что раздражение хвостатого ядра и тогда меняет электрическую активность коры, когда кора изолирована от ствола мозга.


Читать далее

Биологическая потребность

8-04-2011, 09:24 | Раздел: Психология
Биологическая потребностьМожно также привести другие, не менее поразительные факты, свидетельствующие о том же. Например, если голодное животное отводить к одному и тому же месту в сопровождении какого-либо звука, пусть даже к кормушке, но не подкармливать, то, как уже указывалось выше, звук не станет условным сигналом к побежке к этой кормушке. Можно сочетать более сотни раз, и все-таки условная побежка на звук не образуется. Наоборот, такому насильственному отведению животное после первых же проб начинает сильно сопротивляться; оно пятится или поворачивает назад, а если отпустить, быстро бежит в клетку и ложится или бежит к дверям экспериментальной комнаты. В этой поведенческой реакции проявляется важная биологическая потребность: избегание бесполезной траты энергии. И так как звук сочетался также с удовлетворением вот этой биологической потребности, он в конце концов превращается в условный сигнал к убеганию в клетку или к выходным дверям.


Читать далее

РЕФЛЕКС-ОТРАЖЕНИЕ

8-04-2011, 09:16 | Раздел: Психология
РЕФЛЕКС-ОТРАЖЕНИЕКак видно из «Хирургического папируса» египтян, они уже за 30 веков до нашей эры догадывались о связи разума человека с мозгом. Живший в V веке до нашей эры греческий философ Алкмеон говорил, что головной мозг — это «седалище души и сознания». По мнению других естествоиспытателей, душа обитала в сердце, третьи помещали ее в желудок. Связь психики и мозга допускала не только материалистическое понимание, но и идеалистическое. Так, идеалистически понимал эту связь выдающийся французский философ, математик и физиолог Рене Декарт (1596—1650). Он считал, что «жизненные духи», которые рассматривались им как особо легкие частицы материи, могут рефлектировать, то есть отражаться мозгом от органов чувств на мышцы.

«Я анатомирую теперь головы разных животных, чтобы объяснить, в чем состоит воображение, память и прочее», — писал Декарт в письме другу. Ученый полагал, что нервы — это трубки, по которым циркулируют «жизненные духи». В трубках якобы есть нити. Они-то и служат проводниками внешних воздействий в мозг (наподобие, скажем, веревки, привязанной к колоколу, с помощью которой можно заставить его звонить). Весь процесс представлялся Декарту так: нити открывают в мозгу клапан, «жизненный дух» устремляется оттуда по трубкам-нервам к мышцам и, раздувая их, заставляет конечности двигаться.


Читать далее

Характеристика краткосрочной памяти

8-04-2011, 09:13 | Раздел: Психология
Характеристика краткосрочной памятиКраткосрочную память мы изучали не только в отношении восприятия жизненно важных объектов всеми органами чувств, но также отдельно в отношении зрительного, слухового, вестибулярного и вкусового восприятия этих объектов. Наши исследования в основном протекали на кошках и собаках по методу свободных движений в большой экспериментальной комнате. Обстановка экспериментальной комнаты по условиям опыта могла быть изменена путем перестановки ширм, щитов, а также клетки и кормушек.


Читать далее

Зрительная память у животных

8-04-2011, 09:11 | Раздел: Психология
.Зрительная память у животныхЖивотному, запертому в клетке, издалека, на расстоянии 1,5—2 м, показывали миску с пищей, а затем относили на 3—7 м и клали за одной из ширм. Через некоторое время освобождали его. На основе зрительной памяти животное правильно бежало к пище не только спустя несколько секунд после показа, но и спустя 20—25 мин. При этом не имеет значения, в каком положении находилось животное в момент освобождения, стояло на ногах или лежало с опущенной головой и куда его голова и все тело было повернуто. При всех этих условиях оно правильно бежало к месту пищи


Читать далее

Исторический аспект процесса подготовки преподавателей

6-04-2011, 07:26 | Раздел: Психология
Исторический аспект процесса подготовки преподавателейВ 60-х годах наметилось два основных направления совершенствования процесса подготовки учителя к общению с детьми: первое— ориентированное на оптимизацию его личностных качеств и второе— ориентированное на развитие умений и навыков общения.

Особую значимость в подготовке учителя оказывают проблеме педагогического мастерства, исследование которой активно осуществлялось на протяжении многих лет петербургским профессором Н. В. Кузьминой и ее учениками. Но предлагаемые активные методы (игры, упражнения, решение педагогических задач) были в большей степени ориентированы на повышение профессиональной психолого-педагогической компетентности, чем на развитие и психокоррекцию личностных качеств учителя, необходимых для его успешной деятельности. То же можно сказать и о многих других исследований, в которых ставились требования чисто педагогической деятельности и находились методы формирования соответствующих умений и навыков.


Читать далее

Образная психонервная деятельность

6-04-2011, 07:24 | Раздел: Психология
Образная психонервная деятельностьОбразная психонервная деятельность характеризуется тем, что возникающие при восприятии внешнего мира образы не исчезают вскоре после прекращения его воздействия. В коре больших полушарий при каждом восприятии внешней среды происходят определенные изменения, которые удерживаются на более долгое или короткое время и при определенных условиях выявляются в виде образов воспринятой среды. Вот эта способность коры больших полушарий называется памятью. Она имеется у всех позвоночных животных, даже у рыб, которые не имеют коры в больших полушариях.


Читать далее