Характеристика юности как возрастного этапа жизни человека

12-04-2011, 09:01 | Раздел: Психология
Характеристика юности как возрастного этапа жизни человекаПроблема изучения психического развития и, в частности, становление личности является одной из основополагающих в отечественных и зарубежных психологических исследованиях.

Однако в отечественной психологии исследования распределяются на те, которые изучают раннюю пору жизни человека (от детства к юности), и на те, которые изучают зрелые этапы ее жизни. Распределение оговаривается методологической разницей: в первом случае человек (ребенок) изучается с точки зрения психологических и психофизиологических симптомокомплекс, которые отличают один возраст от другого; во втором— симптомокомплексы возраста не выделяются, поскольку человек рассматривается сквозь призму ее «самоосуществление» на протяжении всего ее жизненного пути Иначе говоря, ребенок и период его взросления подается в теориях лишь как объект исследований, а взрослый человек— как субъект ее собственной жизни.


Читать далее

Противоречия в развитии современного студента

12-04-2011, 09:01 | Раздел: Психология
Противоречия в развитии современного студентаТермин «студент» имеет латинское происхождение и в переводе на украинский язык означает человека, «старательно работает, учится, т.е. овладевает знаниями».

Благодаря совместному виду деятельности — учебе, общем характера труда студенты образуют определенную социально-профессиональную группу, ведущей функцией которой является приобретение соответствующих знаний и умений в области избранной профессии, навыков самостоятельной творческой деятельности. Успешность же всего указанного зависит от психоэмоционального состояния личности, которая, как уже было отмечено, переживает решающую возрастную кризис взросления.

Становление и развитие юноши сегодня происходят в многосложнейшими условиях, которые часто являются производными от надындивидуальных, надличностное процессов — не только экономических и политических, но и собственно психологических или, точнее, психосоциальных.


Читать далее

Обсуждение вопросов

12-04-2011, 09:01 | Раздел: Психология
Обсуждение вопросовВ последнюю четверть ХХ века предметное круг этики науки определилось как осмысление тех норм, которые должны направлять не только отношения ученых в рамках научного сообщества или определять высшие познавательные ценности науки, но и таких, которые разрешают или запрещают определенное вмешательство науки в природу и человека.

Если говорить о становлении и утверждение статуса проблемам этики науки в структуре философии науки, то нужно обозначить 70-е годы как то время, когда проблемы этического смысла научных исследований в определенных областях естествознания привлекли внимание мирового научного сообщества. Это было связано с развитием молекулярной биологии и генной инженерии. Этические проблемы, возникшие в связи с названными отраслями биологии, было определено как «вызов биологии в отношении философии».


Читать далее

Познавательные процессы

12-04-2011, 08:57 | Раздел: Психология
Познавательные процессыОбщая характеристика познавательных процессов. Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность.
Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание будущей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.

Когда говорят об общих способностях человека, то также имеют в виду уровень развития и характерные особенности ее познавательных процессов, ибо чем лучше развиты у человека эти процессы, тем более способным она есть, тем большими возможностями она обладает. От уровня развития познавательных процессов студента зависит легкость и эффективность его обучения.


Читать далее

Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности

12-04-2011, 08:57 | Раздел: Психология
Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельностиОдной из важнейших задач реформирования высшего образования является усиление роли самостоятельной работы студентов.

Это связано как с требованиями к современному специалисту с высшим образованием, необходимостью заниматься самообразованием протяжении всего профессиональной жизни, так и бешеным ростом объема информации, которую нужно усвоить. В последнее время распространены такие понятия как «информационный взрыв», «информационный кризис». По данным венгерского экономиста М. Шима, объем современных знаний человечества в среднем удваивается каждые 8 лет (сейчас еще быстрее— через 3-5 лет). Зато, длительность обучения в вузе остается практически неизменной. О ее продление не может быть и речи. Поэтому все более важной проблемой высшего образования является формирование у студентов умения самостоятельно ориентироваться в бурном потоке научной информации, умение самостоятельно пополнять свои знания.


Читать далее

Философско-психологический портрет студента как зрелой личности

12-04-2011, 08:57 | Раздел: Психология
Философско-психологический портрет студента как зрелой личностиГоворя о поступательные изменения, характерные для юношеского возраста, зогляньмося на желаемый результат (полученный вследствие преодоления противоречий, о которых уже говорилось ранее), который был бы оптимальным с точки зрения и личности студента, и общества, в котором он живет.

Для усиления яркости картины, сделаем небольшой экскурс в систему философских представлений о современной человеческую фигуру. Если рассматривать личность как «текст, то этот текст в течение жизни является безусловно открытым для определенных поступательных и скачкообразных изменений, их подталкивает жизненный выбор. Каждый выбор изменяет соотношение формы и фона, создавая новое целое, новый текст, новый гештальт».
Не каждое свитоперетворення, что осуществляется благодаря выбору, можно считать развитие, т.е. следования в прогрессивном направлении.


Читать далее

Задачи психологической подготовки педагогов

12-04-2011, 08:56 | Раздел: Психология
Задачи психологической подготовки педагоговСпособность к педагогического общения— основа деятельности педагога, его профессиональной пригодности. Это — профессионально-лицевой компонент работы учителя.
Он является сложной системой социально-психологической взаимодействия с учащимися.

Активное социально-психологическое обучение учителя соответствует задаче оптимизации его личностных качеств, в результате чего он сможет стать ближе к ученикам, лучше знать их интересы, потребности, соответствующим образом влиять на их развитие. Огромная часть интеллектуальных усилий на поиск новой информации, должна быть переориентирована на более эффективное использование уже существующих открытий. Сейчас важно создать и внедрить в производство такую технику и технологию, которые бы работали не во вред человеку, а наоборот, способствовали бы развитию его интеллектуальных, духовных и физических сил.


Читать далее

Индивидуально приобретенная деятельность

12-04-2011, 08:43 | Раздел: Психология
Индивидуально приобретенная деятельность
Индивидуально приобретенная деятельность на базе двигательных эффектов, вызываемых локальным раздражением подкорковых образований.
В последнее время многими авторами сомато-вегетативные реакции, вызываемые локальным электрическим раздражением подкорковых образований вживленными электродами, изучались на животных в хронических условиях. Раздражались таким путем гипоталамус, таламические ядра, ретикулярное образование, средний мозг и др. Во всех случаях при пороговых силах наблюдалась ориентировочная реакция и при надпороговых раздражениях более или менее развернутая реакция с типичным выражением страха и ярости. Например, при раздражении среднего мозга Росс и сотр. наблюдали у кошек: поворот головы в противоположную сторону, расширение зрачка, настороженность с поднятием ушных раковин, выгибание спины (волосы становились дыбом), рычание, выпускание когтей, кругообразный бег, прыжок, мочеиспускание и даже иногда дефекацию. Реакции не носили характера направленной атаки.


Читать далее

Условные рефлексы после удаления всей коры

12-04-2011, 08:40 | Раздел: Психология
Условные рефлексы после удаления всей корыПри изучении индивидуально приобретенных эмоциональных реакций и условнорефлекторной деятельности при удалении неокортекса нельзя было решить вопрос, в какой мере эти функции обязаны своим происхождением лимбической системе и вообще архипалеокортексу, так как во всех этих явлениях могли играть существенную роль такие важные внекорковые образования, как гипоталамус, таламус, базальные ганглии, ретикулярная формация, мозжечок. Поэтому надо также рассмотреть поведение животных после удаления всей коры большого мозга.


Читать далее

Раздражение лабиринтных рецепторов

12-04-2011, 08:35 | Раздел: Психология
Раздражение лабиринтных рецепторовПрежде всего надо отметить, что кошка без неокортекса не в состоянии самостоятельно пойти к кормушке после однократного кормления из нее. У нормальных же кошек, как указывалось выше, это обычное явление, и оно совершается «спонтанно», помимо всяких искусственных сигналов, благодаря репродукции образа местонахождения кормушки в результате деятельности неокортекса. У кошек без неокортекса вообще образная психонервная деятельность отсутствует. Они были неспособны ориентироваться в пространстве после однократного восприятия внешней среды.

Кошки без неокортекса обучаются побежке к кормушке после нескольких десятков подкармливаний. Они обучались на звуки, на зажигание электрической лампы, а также на раздражение лабиринтных рецепторов. Последнее раздражение становится условным сигналом к передвижению к кормушке, если многократно переносить животное к кормушке и там подкармливать. Они сами идут к кормушке, если вывести их из клетки.


Читать далее