Решение экологических проблем

28-03-2011, 10:32 | Раздел: Психология
Решение экологических проблемБиосфера— не просто внешняя среда существования человека.

Мы должны осознать, что это ее дом. Человек становилась по законам живого, биосферы. Поэтому и сегодня она должна считаться с законами именно биосферы как сферы своей жизни. Игнорирование или просто непонимание этих существенных особенностей человеческого существования привело к трагическим последствиям— глобального экологического кризиса антропогенного происхождения.

Проблематичным становится вообще дальнейшее существование человеческого рода. Осознавая эти сложные обстоятельства современного цивилизационного развития, ЮНЕСКО как одно из комплексных программ, требующих глубокого изучения определило проблему «Человек и биосфера». Такие действия являются ярким признаком осознания мировым сообществом глобальности, всеобщности проблемы биосферы и особенностей человеческого бытия в ней.

Впрочем, действительно практическое решению экологических проблем должен опираться прежде всего на профессиональное научно-экологическое исследование. Оно не может ограничиваться уровнем узко-прагматического захвата модной проблематикой с целью влияния на массовое сознание для реализации собственных целей определенных политических или бизнес кругов.

Таким образом, решению экологических проблем требует глубокого научно-экологического изучения феномена биосферы, закономерностей его функционирования и развития, ее истории, длящийся как наименьшее 4 млрд. лет. Она порождает человека, но и человек творит биосферу и поэтому «итоговые» настоящем отрицательные воздействия человека на биосферу является лишь результатом социоэкономического, то есть— цивилизационного развития и являются также следствием особенностей эколого-эволюционного развития человека, тем типом адаптации, присущий роду человеческому в биосфере.

В современной науке биосфера является предметом детального изучения. Как же понимают современные ученые понятие биосферы?
Надо сразу отметить, что поскольку разные ученые следовали различные исторические научные традиции, кроме того, исследователи являются представителями различных наук, единого определения понятия биосферы нет, а существует много различных определений. Как правило, существенным в биосфере считают определенный аспект классических представлений о биосфере.

Да, определенные авторы (В. Ковда, А. Тюрюканов) подчеркивают, что биосфера— это оболочка Земли, состав, строение и энергетика которой обусловлены прежней и современной деятельностью живых организмов. Биосфера охватывает нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы.

Другие исследователи (А. Григорьев) визначаеють биосферу как совокупность живых существ на планете. Дж.Хатчинсон рассматривает биосферу как часть земного шара, в пределах которой существует жизнь.

М. Тимофеев-Ресовский так структурирует биосферу: биосфера в узком смысле слова, т.е. сумма живых организмов— «живое вещество» и область «бывших биосфер», очерченная розрподилом на Земле биогенных осадочных пород.

М. Вассаевич понимает биосферу как сложную многослойную оболочку Земли и обозначает ее термином мегабиосфера. Она сложилась под влиянием жизнедеятельности организмов. Сверху ограничена атмосферой, снизу— геологическими залежами, в которых нет следов жизни. Мегабиосфера структурирована следующим образом. Апобиосфера— часть биосферы, находящейся над слоем атмосферы, в котором находятся живые формы в состоянии анабиоза. Парабиосфера— сфера анабиозних форм жизни. Далее— собственно биосфера. И потом— метабиосфера— глубокие оболочки Земли, некогда находившиеся под влиянием живого вещества.

Ю. Одум характеризует биосферу как наибольшую и ближайшую по признакам самообеспечения к идеалу экологическую систему. Биосфера включает все живые организмы Земли во взаимодействии с физической средой, что обеспечивает ее целостность и единство. Одум также называет биосферу экосферы, подчеркивая таким образом ее экологическую сущность.

Таковы характерные точки зрения и размышления о биосфере и ее сущность. Они демонстрируют разные стороны изучения этой сложной экосистемы и отсутствие единого ее определения.

Впрочем, характерно, что человек в его социокультурной сущности, деятельность человека не включаются приведены определения биосферы, хотя еще В. Вернадский поняв, что деятельность человека— это мощная геологическая сила. Итак, преобладают трактовка сущности биосферы согласно требованиям классического типа научной рациональности. Хотя, как мы уже рассматривали в прошлой теме, методологи экологии отмечают качественных изменениях биосферы и необходимости учета в ее существовании существенного влияния человека.

Существующие парадигмальные предложения постижение места человека в биосфере В. Крисаченко (1998) систематизирует по 3-х направлениях:
1— социологически-актуалистська парадигама, которая определяет место человека в биосфере с точки зрения наиболее сформированной и зрелой формы организации человеческих сообществ. В этом случае вся предыдущая история взаимоотношений человека с биосферой анализируется путем наложения образа современного состояния на прошлые особенности.

Основы этой парадигмы крупнейшим образом оформленные в науках, непосредственно изучают феномены человека и биосферы. Это гуманитарные науки, философия— с одной стороны, и естественные науки, изучающие оболочки Земли— геология и эволюционизм— с другой. На основе этой парадигмы человек и биосфера изучаются как самостоятельные и как бы независимые феномены, а современное состояние их существования выступает принципиальным ориентиром для познания динамики взаимоотношений человека с биосферой в прошлом.

2— натуралистически-генетическая парадигма, которая пытается вывести закономерности существования человека в биосфере, обращаясь к генетическим истокам их взаимоотношений и воспроизводя механизмы порождения новых свойств в процессе саморазвития природных систем.
Натуралистический подход опирается на принципы, которые утверждают возможность и целесообразность вывода человеческих качеств по тем или иным свойствам творин. Следовательно, проблема становления человека предстает как проблема происхождения его сущностных свойств от определенных природных признаков. Если социологический подход акцентирует внимание на принципиальном отличии человеческих качеств от животных признаков, то натуралистический обосновывает их единство, сходство.

Натуралистическое осмысления единства биосферы и человека является важным потому, что для корректировки поведения человека в биосфере, ее влияния на биосферу человек должен почувствовать себя «частью биоты», живого. Именно тебе возможна коэволюция человека и биосферы, которая позволит существовать дальше как человеку, так и биосфере.

3— космологической-универсализуюча парадигма, которая рассматривает биосферу и человека как события космического масштаба и предусматривает осмысление их взаимоотношений как особый вариант всемирного порядка. Примерами концепций, таким образом рассматривают взаимосвязь человека и биосферы является концепции Тейяра де Шардена и В. И. Вернадского, которые рассматривали жизнь как космическое явление.

Космологической-универсализуюча парадигма квалифицируется как современное возрождение античного мировоззрения— восстановление идеи целостности Вселенной. И если его центром считается человек, то обоснование тезиса об ответственности человека за состояние биосферы осуществляется и в контексте бесконечности космоса.

Таким образом, в современной экологии осуществляется новый синтез методологических и теоретико-концептуальных знаний о биосфере как сложную в структурном, функциональном и эволюционном смысле экологическую систему, которая органично включая в себя человека.

Творчество В. Вернадского, его исследования биосферы и концепция биосферы дает веские основания полагать, что он рассматривает биосферу как глобальную оболочку, живые организмы в которой, а также человек оказались мощной геологической силой. Хотя В. Вернадский не употреблял понятий биогеоценоз или экологическая система, его считают предтечей екосистемологии и биоценологии.

В. Вернадский рассматривал биосферу как структурно, функционально и организационно целостную систему, существующую в природном окружении. Он раскрыл энергетическую сущность биосферы— поглощение и преобразование солнечной и накопления свободной энергии, биогеохимические ее процессы— синтез оргиничних веществ и биотический круговорот, организационную ее суть— взаимосвязь и взаимозависимость между всеми структурными— биогенной и абиогенной частями, влияние на среду— формирование такого внутренней среды, которое забеспечило НЕ лище защита живых существ от разрушительного воздействия абиотического окружающей среды, но и прогрессивное развитие живого Такой концептуальный подход дал основание последователям В. Вернадского квалифицировать биосферу как экосистему.

Так, Б. Соколов называет биосферу глобальной экосистемой. К живым системам ее относят М.Тимофеев-Ресовский, Н. Будыко, М. Камшилов. А. Уголев. Ю. Одум считает биосферу крупнейшей и ближайшей к идеалу в смысле самообеспечения биотические систему и называет ее «Экосфера». Он определяет экосферы как саморегулирующуюся систему, которая способна создавать и поддерживать высокую степень внутренней упорядоченности, т.е. состояние с низкой энтропией.

Определяя специфические характеристики биосферы как глобальной экосистемы, в современной специальной научной литературе специалисты (див.М.Голубець) отмечают следующие черты:

1. Биосфера является уникальной, незаменимой и неповторимой биотической системой. Другие экосистемы являются взаимозаменяемыми.
2. Биосфера отличается от других экосистем практически безграничной продолжительности существования. Время существования других экосистем определяется длительностью от нескольких месяцев до сотен и килькот тысяч лет. Для биогеоценозов— от тысяч до миллионов лет.
3. Биосфера сохраняет бесконечно большой запас генетической информации, который накапливался миллиарды лет, вследствие чего эта информация является практически неисчерпаемой. Генетическая память биосферы— это интегральная память всех экосистем Земли.
4. Биосфера является самой совершенной саморегулируемой системой с самыми полными механизмами защиты от разрушительного внешнего влияния. В процессе эволюции органического мира в ней выработался не только эффективный механизм синтеза органических веществ за счет использования солнечной энергии, но и накопление в атмосфере свободного кислорода, формирование озонового экрана как одного из важнейших средств защиты живого в биосфере.
5. В отличие от малых экосистем биосфера характеризуется огромными запасами свободной энергии, не только той, что является интегрированной свободной энергией современных подчиненных ей экосистем, но и свободной энергии, накопленной экосистемами прошлых эпох.
6. Биосфера отличается величезнимм многообразием жизненных форм, видов, внутривидовых структур и экосистем, пространственной и функциональной асимметрией, мощными механизмами самосохранения, прогрессивного саморазвития, постоянным ростом организованности и неентропийности.
7. Если отдельные типы экосистем были средой возникновения и развития приматов, в том числе человекообразных и предков человека, то биосфера в целом стала колыбелью человека (Homo sapiens), человеческого рода.

По предсказаниям В. И. Вернадского и П. Тейяра де Шардена, в индустриальную и постиндустриальную сутки техногенной цивилизации антропогенное преобразование биосферы приводит к состоянию ноосферы— сферы разума. Но, если считать, что разумное отношение человека к биосфере не являться причиной экологически кризисной ситуации, то очевидно, что становление ноосферы требует адекватных философско-мировоззренческих, этических и методологических основ. Они формируются в условиях постнеклассической науки, особое внимание в выявлении необходимых моментов познания мира предоставляет особенностям наук, изучающих живое, жизнь.

Так, исследователи сейчас подчеркивают, что нужно учета более спонтанности, саморегуляции, которые являются существенными признаками живого (например А. Маслоу), его возникновения и развития. Необходимо понять и учесть полученную протяжении миллиардов лет «стратегию биосферы», которую достоверно обосновывают, в частности, геолого-палеонтологические исследования и филогенетические описания. Именно это придает мировоззренческие и практико-методологические ориентиры для экологизации современного научного мышления и производственных технологий.
Следовательно, научно-экологическое, глубоко профессиональное изучение проблем биосферы может осуществляться лишь в связи с осознанием ценностных аспектов изучения истории и сегодняшнего состояния биосферы. Можно сказать, что создание действительной ноосферы— сферы разума как экологической реальности осуществляется на основе взаимопроникновения, синтеза естественнонаучного и социогуманитарного знания, интегративным центром которого является современная концепция биосферы Человек в реальности биосферы и, соответственно в современной концепции биосферы, предстает как ее органический элемент, одновременно качественно специфическим. Нет сомнения, что биосфера «творит» человека, но, как «геологическая сила», человек также творит биосферу.

Так, В. Крисаченко (1998) считает, что можно говорить о биосферные парадигму антропогенеза, которая очерчивает появление и генезис человека как причинно обусловленный естественно-исторический процесс перерастания биосферы в свою качественно новую ипостась— антропобиосферу. При этом возникновение человека предстает не обособленным следствием адаптивной эволюции одной из групп высших приматов (что утверждает традиционная антропология), а своеобразными «беременностью» и «родами» всей биосферы, поэтому к предпосылкам антропогенеза, например, следует отнести как традиционные генетико-биологические, так и биосферные-экологические факторы.

В первом случае это— комплекс центральной нервной системы и органов чувств, морфофизиологические, генетические, коммуникативные и общественные признаки, на основе которых возникают со временем мозг и мышление человека, его способность к труду, языка, социальности и т.д. Во втором же следует учитывать потоки вещества и энергии, биогеохимической миграции атомов, коадаптивнисть и наполненность экологических ниш.

В контексте таких рассуждений развей человека предстает не столько генетико-биологическим, сколько экологическим и этологический (поведенческим), поскольку именно вследствие ее возникновения трансформировался устройство всей биосферы. Следовательно, не только биосфера порождает человека, но и человек творит биосферу. И поэтому «итоговые» настоящем отрицательные воздействия человека на биосферу является лишь результатом социоэкономического, то есть— цивилизационного развития. Они являются также следствием особенностей эколого-эволюционног