Фрейзер

28-03-2011, 09:39 | Раздел: Психология
ФрейзерВ одной из предыдущих частей этого труда мы уже достаточно пространно доказывали, что надлом эллинского общества действительности произошло задолго до того, как оно понесло вмешательства христианства или любой которой из других восточных религий, безуспешно соперничали с христианской.

Наш анализ привел к выводу, что высшие религии никогда еще не были виновны в гибели ни одной цивилизации, однако такая трагическая возможность до сих пор не исключена. Чтобы достичь глубинной сути этого вопроса, мы имеем перенести наше исследование с макрокосма к микрокосма, из фактов прошлой истории в неизменных свойств человеческой природы.

Фрейзер исходит из того, что высшие религии по самой своей сути неизлечимо Антиобщественные. И правда ли, что с перемещением центра человеческих интересов от идеалов, присущих цивилизациям, к идеалам, присущих высшим религиям, непременно должны потерпеть общественные ценности, которые, как принято считать, отстаивает цивилизация?

Действительно ли духовные и общественные ценности полярно противоположные и непримиримо враждебные друг другу? Или подтачивает сооружение цивилизации стремление к спасению отдельно взятой человеческой душе как к высшей цели жизни? Фрейзер отвечает на эти вопросы утвердительно, и, если его ответ логична, это должно означать, что человеческая жизнь представляет собой трагедию без катарсиса. Автор этого исследования считает, что Фрейзерова ответ ошибочна, ибо она базируется на ложном понимании сущности как высших религий, так и человеческой души.

Человеку не свойственно ни самоотречения, ни видлюдкуватисть циклопа-она есть животное общественное", чья личность может проявляться и развиваться только в отношениях с другими личностями. И наоборот, общество представляет собой не что иное, как общее поле между сетью отношений отдельно взятых личностей. Оно не существует вне деятельностью индивидуумов, а те, со своей стороны, не могут существовать вне общества. Поэтому отношения индивидуума со своими согражданами отнюдь не противоречат его отношениям с Богом.

В духовном видении первобытного человека каждый член племени связан со своими богами тесным единством, и она не только не отчуждает его от одноплеминцив, а наоборот, представляет собой прочные общественные узы между ними. Проявления этого согласия между долгом человека перед Богом и ее долгом перед своим ближним исследованы и проиллюстрированы самим же таки Фрейзер на примере первобытного общества, но и цивилизации, распадаясь, дают подтверждение, когда ищут новых средств консолидации общества в поклонении приравненным к богу императору. Так обращают выше религии, как утверждает Фрейзер, это согласие на противоречие? И в теории, и на практике ответ оказывается отрицательным.