На заводе и в тире

17-02-2011, 13:16 | Раздел: Психология
Контролер завода, изготавливающего спортивные мелкокалиберные винтовки, весь свой рабочий день проверяет, нет ли брака и хорошо ли перезаряжаются винтовки. Эта обязанность в основном и определяет его деятельность.

На заводе и в тире




Деятельность — это такое взаимодействие человека и среды, в процессе которого он добивается какой-нибудь сознательно поставленной цели.

Начинающий спортсмен, когда учится перезаряжать винтовку, нередко шепчет: «Раз — повернуть налево, два — потянуть к себе, три — толкнуть от себя, четыре — повернуть направо». Для него перезарядка винтовки — тоже деятельность, включающая четыре отдельные осознанные цели, о которых он и говорит. Было четыре цели, значит и четыре действия.

Действие является психологическим элементом деятельности, в процессе которого достигается конкретная, не разложимая на более простые, осознанная цель.

А вот у опытного стрелка, когда он стреляет одиночными выстрелами, перезарядка — это действие, в котором четыре ранее самостоятельных объединились в одно более сложное. Но когда цель в том, чтобы возможно скорее и точнее выстрелить всю обойму, перезарядка становится уже не действием, а только приемом, способом выполнения еще более сложного действия, которым теперь стала скоростная стрельба.

Худо или плохо, а перезарядить винтовку с первого раза сможет каждый, если ему объяснят. Но, учась стрелять, он это делает много раз, упражняясь и совершенствуясь. Перезарядка становится у него навыком.

Навык — это действие, формирующееся и изменяющее свою психологическую структуру в процессе упражнения. Чем длительнее и усерднее тренировка, тем действия становятся все более автоматизированными. А вот я давно не стрелял, и у меня этот навык под влиянием большого перерыва, наверно, уже нарушен, стал деав-томатизированным.

То, что я разобрал на примере перезарядки мелкокалиберной винтовки, относится вообще ко всем навыкам. И не только двигательным, как стрельба, езда на велосипеде, работа на станках, но и к сенсорным (к которым относится, например, глазомер) и к умственным (к ним относится чтение).