Есть ли сознание у Тузика?

19-02-2011, 13:25 | Раздел: Психология
Есть ли сознание у Тузика?


Однажды на прогулке, когда мы, поднявшись на гору, сели отдохнуть, мой спутник, глядя, как неутомимый Тузик с веселым лаем ловит свой хвост, с улыбкой заметил:

— Интересно, что «воображает» сейчас Тузик? И вообще есть ли у собак сознание? — Обернувшись ко мне, он добавил:— А что на этот счет говорит наука?

— Хорошо, я отвечу на ваш вопрос, но только раньше скажите мне, есть ли у вас кипа.

— Какая кипа?

— Ну, кипа, есть она у вас или нет? — Но я не знаю, о чем вы спрашиваете,— недоумевал юноша. — Объясните, пожалуйста, что такое кипа, тогда я смогу ответить, есть ли она у Меня. Улыбнувшись, я сказал:

— Вот так же и люди не могли ответить, есть ли сознание у животных, пока не поняли, что это такое — человеческое сознание, которым они наделяли животных или которое отрицали у них.

Завязалась беседа. Вот о чем мы говорили. Люди долгое время думали, что сознание человека — это «бессмертная душа», частица «божьего духа», якобы живущая в бренном теле. Есть душа в теле — человек сознает; временно вылетела из тела — он в обмороке или спит; совсем рассталась душа с телом — значит, человек умер.

Представляя себе так человеческое сознание, не трудно было ответить и на вопрос о душе животных, хотя ответы идеалистов были различны. Одни полагали, что только человек, «созданный по образу и подобию божию», имеет душу. Другие верили, что душа, как частица бога, есть и у животных. До сих пор в Индии многие считают грехом убить даже комара, клопа и любое другое живое существо, обладающее якобы такой же душой, как и человек. Были люди, которые, борясь с религиозными взглядами на сознание, отрицали его полностью не только у животных, но и у человека.

Научное объяснение сущности сознания дали основоположники диалектического материализма. Фридрих Энгельс показал, что сознание — продукт человеческого мозга, а сам человек — продукт природы. Владимир Ильич Ленин считал, что сознание человека — это «высший продукт особым образом организованной материи» — материи мозга. И при этом не одного какого-либо участка или «центра» мозга, а всей его согласованной, целостной, как иногда говорят — интегративной, деятельности.

Карл Маркс, подчеркивая другую особенность человеческого сознания, говорил, что оно — общественный продукт и останется им, пока вообще существуют люди. Сознание и речь развивались вместе, в процессе труда.

Мы знаем, что общественное бытие определяет общественное сознание людей. Каковы условия материальное жизни общества, таковы его идеи, убеждения, политический строй. Однако сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит, переделывает его; если окружающие условия не удовлетворяют человеческие нужды, то люди изменяют эти условия. А раз так, значит сознание — эта высшая форма отражения объективной реальности — свойственно только человеку. Этот марксистский, единственно правильный взгляд на сознание получил название «теория отражения».

Но сознание не появилось сразу неизвестно откуда, оно имеет свою историю происхождения и развития.

У Тузика сознания нет. Но он, как и более низко развитые животные, обладает психикой, о которой читатель уже знает из предыдущего рассказа. Когда порой говорят о сознании у животных, то подразумевают те свойства их психики, из которых медленно развивалось человеческое сознание.