Суд богов

20-02-2011, 13:12 | Раздел: Психология
Суд богов
Разные народы по-разному находили приемы, позволявшие выявлять человека с нечистой совестью. Рассказ о том, как вор схватился за шапку, когда мудрый судья закричал: «На воре шапка горит!» — с различными вариациями встречается в эпосе многих народностей.

В прошлом у одного из индийских племен существовал такой обычай. Подозреваемому в воровстве говорили слова, в числе которых были и непосредственно относящиеся к разбираемому делу: «украл деньги» «кошелек», имя обокраденного, сумма денег и так далее. Обвиняемый должен был быстро отвечать первым пришедшим в голову словом и одновременно очень слабо ударять в гонг, так слабо, чтобы звук слышал только судья, а стоящий в стороне народ не слышал бы. Если человек действительно был виновен, то он, отвечая на волнующее его слово, невольно ударял сильнее, а народ слышал, как гонг обвинял вора.

У китайцев также когда-то был подобный обычай. Обвиненный в воровстве во время суда держал во рту горсть сухого риса. Если он, выслушав обвинение, выплевывал рис сухим, его признавали виновным. Этот обычай имеет подоплекой также психологию. Страх не только переживается человеком, но и вызывает ряд телесных изменений, в частности от страха уменьшается слюноотделение — «пересыхает во рту». Поэтому у вора, который боится разоблачения, рис остается сухим.

Такие «суды богов» могли быть действительными только по отношению к тем обвиняемым, которые сами глубоко верили в их правильность. У человека, если он страшится быть несправедливо осужденным в результате ошибки такого суда, рис ведь тоже останется сухим. По этой же причине вводят в заблуждение и так называемые «детекторы лжи», применяемые в судебной практике некоторых государств. Они точно регистрируют изменения пульса и дыхания под влиянием эмоций, но чем вызваны эти эмоции — воспоминанием о преступлении, страхом быть невинно осужденным или чем-либо иным, они выявить не могут.