Общее дело

19-02-2011, 07:52 | Раздел: Психология
Американские рабочие, помогавшие в 1932 году пускать Горьковский автомобильный завод, не могли понять, как кузнец Чемпалов, работавший на ковке

коленчатого вала, может не только обучать лучшим приемам других кузнецов, с которыми соревнуется, но и радоваться их успехам, тяжело переживать их неудачи.

— Это же просто ненормально — радоваться тому, что тебя победили, что ты оказался хуже другого,— доказывал один из них, и в голосе его слышалось не только удивление, но и неприкрытое чувство собственного превосходства.

Другой, религиозный католик, сам очень добрый и трудолюбивый, пытался понять Чемпалова:

— Он просто хороший христианин и, жертвуя своими интересами, живет только для других.

Это были два типичных представителя прошлого, представители человечества, жившего в условиях глубокого противоречия между личным и общественным. Одни —их было большинство —жили для себя. Другие— протестующее меньшинство — жили в ущерб себе для других. Жизнь для себя рождала зависть или самодовольство; жизнь для других —обреченность.

Классовое общество не давало возможности жить для общего дела и объединять в этом стремлении жизнь и для других и для себя. Она была создана только социализмом, который и вызвал к жизни социалистическое соревнование.

Но сознание человека отстает от его общественного бытия. Потому так важна задача искоренения из сознания современной советской молодежи пережитков капитализма. Зависть, которая еще не переросла в соревнование, для американских рабочих, приехавших из-за денег на Горьковский автозавод, не была пережитком, она соответствовала общественным условиям, их воспитавшим. Но для молодого советского рабочего чувство зависти к успехам того, с кем он соревнуется,— пережиток прошлого. И если зависть проявляется у нашего человека, значит воля его имеет целью не интересы общего дела, а свои личные интересы, противопоставленные общему делу. Это значит, что воля его не может быть названа морально воспитанной. Пример Валентины Гагановой и большого числа ее последователей наглядно свидетельствует, что их воля является морально воспитанной.