Диалог о красоте

23-03-2011, 09:50 | Раздел: Психология
Диалог о красоте— Я человек науки, — сказал мне лаборант, —„ а красотой пусть занимаются люди искусства, в котором я ничего не понимаю.

— Что вы в искусстве мало понимаете, это не заслуга,— возразил я. — О неправильности противопоставления науки искусству писал еще Чернышевский, считавший, что развитие мышления в человеке нисколько не разрушает в нем эстетического чувства. Чувство прекрасного возникло в истории человечества как продукт развития общества, а у каждого это проявляется в процессе личного эстетического воспитания, неотделимого от общего развития.

— Однако на вкус и цвет товарища нет, — упорствовал мой оппонент.

— Думаю, что вы неверно понимаете и эту пословицу. Тот же Чернышевский убедительно показал, что нормы красоты у представителей различных классов действительно неодинаковы, но внутри класса они достаточно едины. Все крестьяне по своим нормам прекрасного считают красивым свежий цвет лица, румянец во всю щеку, плотное телосложение, то есть результат постоянного физического труда в хороших природных условиях. Чернышевский писал, что вкус современных ему крестьян отличен от вкуса тех, кто создал идеал светской красавицы с маленькими изнеженными руками и болезненной бледностью, слабостью и томностью, являющимися следствием роскошного, но и бездейственного образа жизни. У привилегированного класса древнего Китая красивыми считались изуродованные женские ноги и руки с многосантиметровыми ногтями, как показатели того, что их обладательницам не приходится ни ходить, ни тем более работать.

— Но что же такое прекрасное? Как научиться его видеть? — начал сдаваться мой собеседник.

— А вот послушайте, — сказал я. — Прекрасное есть жизнь. Прекрасно то существо, в котором мы видим жизнь такою, какова она должна быть по нашим понятиям. Прекрасен тот предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни. Это слова Чернышевского. Горький говорил о другой стороне красоты. Под красотой, считал он, мы понимаем такое сочетание различных материалов, а также звуков, красок, слов, которое придает созданному, сработанному человеком-мастером форму, действующую на чувства и разум, как сила, возбуждающая в людях удивление, гордость и радость перед их способностью к творчеству. Вникните в эти слова. А учиться воспринимать прекрасное, иными словами — воспитывать у себя эстетическое чувство, чувство наслаждения красотой, надо, воспринимая прекрасное и оценивая его, сравнивая с нормами прекрасного, заимствованными из наиболее прогрессивного опыта человечества.

Я так и не сумел научить моего лаборанта любить красивое. Но этому научила его девушка, с которой я часто начал встречать его на выставках и на концертах.