Есть ли у вас совесть?

6-03-2011, 08:27 | Раздел: Психология
Есть ли у вас совесть?Как-то мне пришлось услышать такой разговор:

— Совести у вас нет!

— А у вас она есть? Ни у меня, ни у вас, ни у кого ее нет! Это только поэты да те, кто в бога верит, о пей говорят.

Отвечавший глубоко заблуждался. Надо думать, что и его совесть не раз мучила. Да и во время ответа она, пожалуй, не совсем была спокойна.

Совесть — это оценка человеком своих поступков. Угрызения совести — это чувство моральной ответственности человека за свои поступки перед обществом, переживаемое при сравнении этих поступков с нравственными нормативами. Марксистская этика, то есть учение о нравственности, морали, считает, что эти нормативы зависят от экономического строя общества. В разные эпохи и у разных социальных классов они различны.

Не мучила совесть помещика, когда он менял крестьянскую девушку на легавого щенка. Не мешала она д’Артаньяну вместе с тремя мушкетерами, защищая честь мундира, убивать на дуэли гвардейцев. Не терзала она и купца, обвешивавшего покупателей. Не мучила совесть отвинтившего для грузила тайку с железнодорожного рельса «злоумышленника» из одноименного рассказа Антона Павловича Чехова:

«— …Уж сколько лет всей деревней гайки отвинчиваем и хранил господь… Ежели бы я рельсу унес, или, положим, бревно поперек ейного пути положил, ну тогды, пожалуй, своротило бы поезд, а то… тьфу! гайка!»

И кончает-то рассказ Чехов словами злоумышленника:

«— …Надо судить умеючи, не зря… Хоть и высеки, но чтоб за дело, по совести…»

Человек живет в обществе. С детства он узнает

нравственные нормативы этого общества. Они становятся частью его мировоззрения, его убеждениями.

Пока ребенок не знает, «что такое хорошо и что такое плохо», совести у него нет. Но и взрослый, в отношении по крайней мере некоторых своих поступков, может не сознавать, что нарушает общественные нормы поведения. В других случаях его знания этих норм могут быть не глубокими, еще не ставшими убеждениями. О таких людях говорят, что они морально невоспитанные.

Понятно, что человек, знающий нравственные нормы общества, в котором он живет, может не соглашаться с ними, бунтовать против них. Представители данного общества будут его считать бессовестным, но история рассудит, был ли он прав, как, например, Чернышевский, написавший «Что делать?», или не прав.

Бессовестным в точном смысле этого слова является человек, который знает нравственные нормы общества и считает их правильными, но… только для других, а не для себя. Именно о таких людях написал Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин сказку «Пропала совесть».

Если же человек воспитан так, что у него есть твердое убеждение о необходимых нормах поведения и привычка сопоставлять свое поведение с этими нормами, то хочет он того или не хочет, а, нарушая эти нормы, он будет переживать угрызения совести, раскаяние и стыд.

Раскаяние — это желание, чтобы совершенный человеком поступок не был совершен. Стыд — это чувство неудовлетворения, переживаемое человеком, который поступил вопреки своим этическим нормам. Раскаяние всегда связано с осмысливанием значения и последствий поступка, то есть с процессом мышления. Стыд по своим механизмам — это условнорефлекторная эмоция. Он может быть обоснованным, но застенчивые люди порой стыдятся чего-либо и без достаточных к тому оснований. Человеку иногда бывает стыдно даже при мысли о том, что он может совершить аморальный поступок.