Огорчение

16-02-2011, 05:28 | Раздел: Психология
Огорчение
Огорчение

— Если в шестнадцать лет у меня еще не проявилось никаких талантов, значит, ничего хорошего из меня не получится, — вздохнув, сказал Сережа с огорчением.

Он был не прав, хотя действительно выдающиеся музыкальные, художественные и литературные таланты нередко проявляются уже в раннем детстве. Моцарт с четырех лет играл на клавесине, в пять лет уже сочинял, в восемь — создал первую сонату и симфонию, а в одиннадцать — написал первую оперу. Глинка в семи-восьмилетнем возрасте развешивал по комнате

тазы, устраивая перезвон. У Римского-Корсакова в два года уже проявлялись музыкальные слух и память.

Трехлетний Репин вырезывал из бумаги лошадок, а в шесть лет начал рисовать красками. Серов с трех лет лепил, а в шесть — рисовал с натуры и усвоил перспективу. Суриков также рисовал с детства и, по его словам, в лица еще с детства вглядывался: как глаза расставлены, как черты лица составляются. Пушкин начал сочинять стихи, будучи семи-восьмилетним мальчиком. Число примеров можно было бы увеличить.



Но несравнимо большее число детей, поражавших своей одаренностью, так называемых «вундеркиндов», оказалось в дальнейшем пустоцветами.

Вместе с тем было немало лиц, оставивших глубокий след в истории культуры и науки, талант которых проявился не сразу, иногда и весьма поздно. Так, у Врубеля это произошло, когда ему было двадцать семь, а у Аксакова еще позже — в пятьдесят лет, что ничуть его не огорчило.

Не менее поучителен пример Чайковского. Абсолютного слуха у него не было, на плохую музыкальную память композитор сам жаловался, на рояле играл бегло, но не столь уж хорошо, хотя и музицировал с детства. Композиторской деятельностью Чайковский впервые занялся, уже окончив училище правоведения. И, несмотря на это, он стал гениальным композитором.

А сколько было ошибок в оценках способностей! Сколько было талантливых «пасынков школы»!

Знаменитый биолог Линней, физики Франклин и Пьер Кюри, изобретатели Уатт, Морзе и Эдисон, философы Спенсер, Герцен и Белинский, писатели и поэты Вальтер Скотт, Байрон, Эдгар По, Берне, Гоголь и даже Ньютон, Дарвин и Лобачевский считались в школе самыми неспособными учениками. Миньковский, учитель гениального Эйнштейна, считал его в студенческие годы не способным к математике. Шаляпина «по неспособности» не приняли в хористы…

Так что в шестнадцать лет, да и значительно позже, нет никаких оснований говорить: «Ничего хорошего из меня уже не получится». Можно говорить только: «Ничего хорошего из меня пока еще не получилось» и не огорчаться.

Однако все же чем раньше человек найдет свое призвание, тот род труда, который ему больше нравится, к которому у него есть стремление, в котором он будет работать с увлечением и успехом, тем лучше. А для этого надо не только иметь представление о различных профессиях, но и о себе самом, о своих способностях к различным профессиям. Помочь в этом призвана та отрасль психологии труда, которая называется профессиональной консультацией.

Это и есть психологическая сторона свободного выбора профессий.