Эффект участия

15-02-2011, 19:21 | Раздел: Психология
Эффект участия


В одном из первых фильмов, снятых братьями Люмьер, «Прибытие поезда», появившийся в глубине экрана паровоз устремлялся на зрителей, заставляя их в испуге вскакивать с мест.

Когда зритель забывает, что он в кино, и считает себя как бы участником разворачивающихся на экране событий, он переживает так называемый эффект участия.

Теперь нам странно смотреть на плоское, контрастное, черно-белое изображение старых фильмов, некогда вызывавших столь живые эмоции зрителей. Совершенствование кинотехники, художественный рост мастерства режиссеров, операторов и актеров, бесспорно, повышают эффект участия. Но особенно ярко это выразилось, когда «великий немой» заговорил, когда вместо черно-белого появилось цветное кино, когда экран стал широким, а потом полукруглым — панорамным и, наконец, круглым (циркорама) и когда была обеспечена стереофония — «объемный звук», доносящийся до зрителя из разных мест экрана и зала.

Узкий экран — это окно в чужой мир, в котором зритель видит лишь то, что ему показывают; если же фильм демонстрируется на широком экране, то каждый сам волен выбирать, на что смотреть. Эта активность выбора повышает эффект участия. Один и тот же фильм совершенно по-разному воспринимается в широкоэкранном стереофоническом варианте и в варианте для обычного, узкого экрана.

Эффект участия зрителя в кино стал уже настолько велик, что иногда фильм теряет свою художественную ценность, как, например, в случаях, когда зрителя в панорамном кинотеатре начинает укачивать до явно выраженных проявлений морской или воздушной болезни.