Одна из важнейших методологических проблем

12-04-2011, 09:02 | Раздел: Психология
Одна из важнейших методологических проблемОдной из важнейших методологических проблем научного познания является проблема соотношения разных уровней в процессе познания. Возникновение знания, как известно, всегда связано с практической деятельностью человека. В процессе этой деятельности человек постоянно сталкивается с новыми свойствами и связями вещей и человеческих отношений. Она всегда стремится познать эти свойства, связи и отношения для того, чтобы использовать данные знания для дальнейшего совершенствования практической деятельности. Но непосредственно в процессе практической деятельности человек может познать лишь внешние стороны обнаруженных свойств, связей и отношений. Сущность же их может быть раскрыта и познана только на более высоком научном уровне познания.

Однако, при всех обстоятельствах практическая деятельность людей всегда выступает как основа пред-знания, поскольку вне этой деятельностью невозможно найти никаких новых явлений, их свойств и связей. Зависимость познания от практической деятельности людей бывает разной. В одних случаях познание непосредственно связано с практической деятельностью и переплетается с ней.

В других случаях познание связано с практической деятельностью через обобщение этой деятельности на основе различных логических форм. Характер связи познания с практической деятельностью и обусловливает в итоге различия в уровнях познания, т.е. различие познавательных задач, решаемых на том или ином уровне, различие методов и результатов познания. Непосредственная связь познания с практической деятельностью лежит в основе стихийно-эмпирического познания.

Это познание возникает вместе с возникновением общества и осуществляется всеми людьми в процессе всей деятельности, а также в повседневной жизни. Оно называется стихийным потому, что не предполагает постановки каких-познавательных задач, которые шли бы дальше от потребностей повседневной практики. Это познание, вместе с тем, носит эмпирический характер, поскольку оно не идет дальше отдельных утверждений о различные свойства и отношения предметов повседневного опыта.

Характерной чертой стихийно-эмпирического познания является то, что оно, как правило, не опирается на какие-либо гносеологические и вообще теоретические концепции. Это главным образом опытное познание. Оно опирается на повторение миллионы и миллионы раз многими поколениями людей одних и тех же операций с вещами и их свойствами, позволяет отобрать такие приемы и способы практической деятельности, обязательно учитывают объективные стороны этих вещей и их свойств, а в силу этого достаточно эффективными для получения нужных практических результатов.
Стихийно-эмпирическое познание не имеет специфических теоретических методов и специальных средств познания. К числу особенностей стихийно-эмпирического познания следует отнести также и то, что результаты этого познания обычно выражаются и закрепляются в производственном опыте и определенных рецептурных правилах. В них фиксируются те действия, которые должна осуществить человек, чтобы получить определенный эффект от своей деятельности. Производственный опыт и рецептурные правила играют весьма существенную роль в практической деятельности и в повседневной жизни людей. Они оказывают значительное влияние на весь процесс производства материальных благ и изменения всех общественных отношений.
Особенности стихийно-эмпирического познания заключаются также в том, что оно не связано с определенным объектом познания. В качестве объекта познания здесь выступают те многочисленные явления, их свойства и связи, с которыми сталкиваются люди в своей практической деятельности и в повседневной жизни. Причем смена сферы или характера деятельности людей неизбежно ведет к тому, что им приходится сталкиваться со все новыми и новыми явлениями.

Таким образом, научное познание существенно отличается от стихийно-эмпирического познания. Однако, несмотря на это отличие, между ними всегда существует диалектическая связь и взаимодействие. Поэтому научное познание нельзя отрывать или противопоставлять стихийно-эмпирическом познанию, и наоборот.

Стихийно-эмпирическое познание очень часто выступает как исходное для научного познания. Именно в процессе стихийно-эмпирического познания выявляются многочисленные новые свойства и связи вещей, которые затем включаются в процесс научного познания и становятся объектом. езультаты стихийно-эмпирического познания, получили свое выражение в виде производственного опыта и рецептурных правил, всегда представляют интерес для научного познания. Они специально исследуются многими отраслями научного знания. При этом из практического опыта и рецептурных правил выделяются, а потом анализируются наиболее существенные стороны. На основе обобщения этих сторон очень часто формулируются новые познавательные задачи, новые научные проблемы.