На рубеже веков

12-04-2011, 09:02 | Раздел: Психология
На рубеже вековНа рубеже веков, в начале нового тысячелетия человечество пытается подвести итог своим достижениям, определить имена людей века и тысячелетия. Если бы предложить исследования наиболее употребляемых слов и терминов ХХ века, то, бесспорно, среди них был бы и термин экология. В последние годы этот термин употребляется очень часто и используется как представителями естественных, так и социогуманитарных наук. И, наконец, политиками, представителями общественных группировок, писателями, публицистами. Складывается противоречивое впечатление: с одной стороны, внимание к экологии растет, а, с другой, кажется, что предмет экологических разговоров уже исчерпан, поскольку известно, что современное экологическое состояние является кризисным, человечество стремится выйти из кризиса и такой выход является проблематичным.

Примерно с 60-х годов человечество начало активно продвигаться по пути осознания существенного связи возможности своего будущего и состояния природной среды. За несколько десятилетий произошли существенные изменения на уровне массового сознания: от понимания угрозы экологической катастрофы ограниченным кругом Западной научно-теоретической, деловой и политической элиты к всеобщей информированности населения о планетарный экологический кризис о ней сегодня, так сказать, и ребенку известно. И что, пожалуй, главное, экологическая проблема осознана не только на уровне научного познания, но и на государственно-политическом как проблема № 1 выживания человечества.

Очевидность связи глобального экологического кризиса с растущим техногенным давлением человека на природу, по-новому высветило проблему места человека в природном мире. Вопрос какими должны быть принципы человеческой деятельности, чтобы не влиять деструктивным, разрушающим образом на окружающую среду, встал уже не перед естественной наукой, какой была классическая экология, а перед философией. Идеи расширения сферы человеческой нравственности к включению в нее природы и необходимость формирования нового екологичноориентованого мировоззрения сейчас оцениваются исследователями как условия движения человечества к новой цивилизационной парадигмы.

Следовательно, в процессе разрешения спектра вопросов, связанных с современным экологическим кризисом, окреслилося круг пробы, осмысление которых вышло за рамки экологии как конкретной естественной науки и может быть определено как философия экологии. Не пытаясь исчерпать все аспекты этой отрасли, я бы хотела обратить внимание на 3 принципиально важные и, по моему мнению, взаимосвязаны и взаимообусловлены ракурсы философии экологии.

Первый ракурс обусловлен необходимостью оценить особенности современной экологии как естественной науки на пути ее движения от классической до постнеклассической науки. Они связаны как с осмыслением места человека в экосистеме биосферы, так и особенностей человеческого влияния на ход познания.

Включение аксиологической составляющей в научно-экологическое познания на уровне постнеклассической науки обусловливает вторую неотъемлемый ракурс философии современной экологии определение экологического этоса, т.е. ориентаций нравственное отношение к природе, живого.
Указанные проблемные ракурсы формирование постнеклассической экологии и экологической этики являются составляющими более общей проблемы мировоззрения современной экологии. По мнению исследователей (Алексенко В., Буровський А., ац М. и др.), в современном естествознании наблюдается кризис мировоззрения, вызванная современной экологической кризисной ситуацией, в условиях которой проявляется мировоззренческая и методологическая ограниченность концептуальных положений классического экологического видения отношение человек естественное вокруг. Итак, третий ракурс, который необходимо осмыслить в философии современной экологии мировоззренческий.

В философском осмыслении деструктивного влияния человека на культуру и природу наука, техника и технология рассматриваются как факторы упадка как культуры, так и природы. О. Шпенглер был уверен в том, что принимая на себя роль творца, опираясь на технику, человечество становится силой, которая разрушает культуру, духовность, человеческое в самом человеке (Шпенглер О. Закат Европы, М., 1993, т.1).

М. Хайдеггер рассматривал проблему техники как проблему человеческого существования (Хайдеггер М. Время и бытие, М., 1993, С.221-238). По выразительным выражению Н. Бердяева, "техника хочет овладеть духом и рационализировать его, превратить в автомат, в раба. Это и есть титаническая борьба человека и технизованои ней природы "(Бердяев Н. А. Человек и машина / / Вопр.филос, 1989, № 2, с151).

Техногенная цивилизация определила такую форму рациональности, которая и повлекла кризисное экологическое состояние. Как подчеркивает В. Степин, в техногенной цивилизации формируется специфическая система ценностей, согласно которой возникает особое понимание власти и силы. Власть понимается не только как власть человека над человеком, но и как власть над объектами природы и социальными. Именно такую власть обеспечивает человеку наука (Наука и культура. КС Вопр.филос / / Вопр.филос, 1998, № 10, с.5). Таким образом, согласно основам техногенной цивилизации формируется отношение к миру как существующего для человека, а к природе как к тому, чем человек должен овладеть, покорить.

Неудивительно, что в последние годы довольно слышно раздаются голоса исследователей, считая, что в ХХ в. оказались грани техногенной цивилизации и что наука является источником многих глобальных проблем, в том числе и экологической. В. Хьосли глубинной причиной экологического кризиса считает дисбаланс между различными формами человеческой рациональности. На его взгляд, некоторые формы рациональности, особенно техническая рациональность, развиваются довольно быстро, тогда как другие, которые традиционно называют мудростью, регрессируют. Несоответствие между целевой и ценностной формой рациональности, между властью и мудростью и является, по мнению исследователя, причиной экологического кризиса (Хесле В. Философия и экология, М., 1994, с.7).

С кризисом классического типа рациональности связывают переосмысления понятия разумности человеческой деятельности в природе. Возвращаясь к проблеме кризиса классического рационализма М. Булатов, К. Малеев, В. Загороднюк и Л. Солонько отмечают, что изменение ценностных ориентаций и представлений о рациональности привели к переосмыслению традиционного понятия ноосферы и приобретения нового содержания этого феномена.