К вопросу о специфике современного познания

12-04-2011, 09:02 | Раздел: Психология
К вопросу о специфике современного познанияСовременная гносеологическая ситуация сегодня крайне неоднозначной и определяется определенными тенденциями, отражающими как противоречивость и даже кризисность современной общекультурной ситуации, так и радикальные изменения в философских взглядах.

Имеющаяся определенный кризис проектов рационалистического переустройства мира, связанной с непомерными материальными желаниями человека. азум оказался в XX-XXI вв. не только положительной, но и глубоко разрушительной силой, что ставит под вопрос как бытия природы, так и бытие самого человека вместе с культурой. Антропоцентризм и технократизм как общекультурные установки стали явно нежизнеспособными. С другой стороны, налицо технологический взрыв, связанный с гигантским прогрессом техники и формированием информационного общества, открывает перед человечеством широкие перспективы и представляет новые требования к узнавая сознания.

Все это заставляет предположить, что столь противоречивая ситуация знак глобального антропокосмичного поворота, который присутствует как в современной культуре так и в понимании самого человека.

Этот поворот проявляется в том, что старый принцип тождественности макро-и микрокосмов как бы возрождается вновь в виде двух разнонаправленно, но внутренне связанных тенденций в современной науке. Первая из них характерна для естественных наук и заключается в выявлении факта имманентной и непреодолимой включенности антропологической составляющей в естественнонаучную картину мира (например, вакуумно-семантические модели в теоретической физике, различные гипотезы биополей, живого вещества пространства и другие теоретические модели, присущие современным биофизических и биомедицинским исследованиям). При всей гипотетичности подобных построений у них обнаруживается общая логика развития современного естествознания взгляд на Вселенную не только как на открытую систему, которая развивается, но и как на живой организм.

Вторая тенденция специфическая для научно-экспериментальных исследований мозга и психики человека, в результате чего все больше подтверждается космически-трансперсональной измерение индивидуального человеческого бытия, а поэтому и значение западных и особое восточных медитативных практик, происходящие корнями в глубокую древность. Показательно, что обе тенденции (от Космоса к человеку и от человека к Космосу) сходятся в одном ключевом пункте в необходимости ясного и четкого понимания сущности и возможностей человеческого сознания. Неслучайно, что все большее число представителей самых разных научных дисциплин сходятся во мнении: разгадка тайн Космоса напрямую связана с разгадкой тайны человеческого сознания.

Показательно, что обращение к феномену сознания как к центральной философской проблемы диктуется сегодня не только общекультурным процессами, но и внутренней логикой развития самих гносеологических исследований. Критический анализ наиболее авторитетных и влиятельных рационалистических теоретико-познавательных программ XX в. Праксеологичного реализма, особенно марксистского типа, и трансцендентализма, особенно в его феноменологическом варианте, приводит к следующим выводам:

Во-первых, результаты отражения объективного мира человеком на проверку подтвердили факт непреодолимой проекции внешне наших собственных человеческих образов мира ". Это со всей остротой поставило проблему онтологии языка и онтологии культурных смыслов, зависимой от которой во многом является и познавательная деятельность человека. Отсюда критика гипертрофированного гносеологизму в философии XX в. и расцвет философии языка и философии культуры с упором на онтологическую проблематику.

Во-вторых, в результате критики феноменологической программы выяснилось, что в основе рационального знания (процедур понимания и самоосознания) лежат непрозрачные для рациональной рефлексии некоторые выходные данности сознания, которыми пренебрегала классическая европейская мысль, но значение которых в человеческом бытии и познании трудно переоценить . В философской традиции XX в. эти дорефлексивни структуры субъективности рассматриваются с разных сторон: и как Dasein в его первичных екзистенциалах (ранний М. Хайдеггер), и как исходное переживание сопротивления мира (М. Шелер), и как базовый опыт собственного тела (М. Мерло -Понти, Г. Марсель) и т.д.

Обращение многих философских школ к онтологии культуры и онтологии человеческой субъективности фиксирует, с одной стороны, факт кризиса всех односторонних рационалистических теорий как отражение мира, так и его трансцендентального конструирования, а с другой показывает необходимость более широкого и глубоко понимания феномена сознания, специфики его бытия.

Таким образом, проблема сознания оказывается центральной в современной культуре. Однако этот онтологический поворот современной философии вовсе не устраняет гносеологии как самостоятельной и важнейшей отрасли философских исследований, ведь бытия сознания является прежде бытия знания.