Более широкий взгляд

12-04-2011, 09:02 | Раздел: Психология
Более широкий взглядПродуктивной для решения экологических проблем такая установка может быть, если иметь в виду не просто историческую составляющую человеческого существования, а глобальную нацеленность человеческого бытия на движение от осмысления прошлого к стараний и попыток предсказать будущее, что очевидно связано с ответственностью человека за пройденный путь, следовательно и за экологические последствия своего существования.

Поэтому логичным является движение мысли от квалификування нового типа научной рациональности в экологии к постановке проблемы этической ответственности человека за современное состояние окружающей среды. Действительно, человек отвечает за то, что сделала с природой и собственно с собой. И она должна измениться, чтобы спастись самой и спасти природу.

Это означает и смены традиционной системы ценностей, когда этические принципы разумного отношения к природе должны учитывать экологическую составляющую. Е. Агацци считает необходимым для ученых осознать важность универсальных человеческих ценностей. Вместе с тем, философы морали должны быть компетентными в реальных вопросах, возникающих в практике научного исследования. Одной из центральных этических проблем современной науки является проблема ответственности за последствия воплощения результатов науки. Е. Агацци убежден, что если бы научное сообщество отказалось от вредоносных приложений результатов науки, то такое использование стало бы невозможным.

К сожалению, такие предпочтения просто утопические. Даже если научное сообщество прилагает значительные усилия, чтобы положить мораторий на определенные опасные для человечества научные исследования (классическим примером может быть конгресс в Асиломари в 1975 г., на котором представители мировой науки пытались об `явить мораторий на генно-инженерные исследования), социотехнологични и узко-прагматические потребности в новых научных достижениях все равно побеждают.

Так что решают судьбу человечества вовсе не ученые, а политики и бизнесмены. И поэтому понятно, что нужно принять во внимание социотехнологични и политические факторы, которые предопределяют использование научных достижений в определенном русле. Кроме того, мировоззренческие и этические принципы определенной системы культуры срабатывают как существенные ориентиры самоосознания наукой результатов исследований как добра или зла.

Впрочем, более широкий взгляд не отрицает этического аспекта проблемы. К. -О.Апель, оценивая экологический кризис как следствие технической цивилизации, констатирует, что результаты науки предстают сегодня для человечества моральным вызовом. Поскольку экологический кризис влияет на человечество глобальным образом, то люди оказались перед задачей принятия солидарной ответственности за последствия их действий в планетарном масштабе. Действительно, ответственность должна быть солидарной, т.е. общей, взаимной. Но она также должна быть структурированной. И не только в соответствии с интеллектуально-познавательных возможностей (наука), но и к властных возможностей по практическому влиянию на общество и его изменения.

Проблема нравственных устоев и ответственности науки разрабатывалась такими известными исследователями, как А. Мамзин, С. Пастушний, . Карпинская, В. Энгельгардт. В условиях конструирования мира природы на основе новейших технологий, таких как генная инженерия, компьютерная технология, исследовалась проблема создания нового этоса науки (И. Фролов, Б. Юдин).

Современная наука глубоко вмешивается в природу вещей, в человеческую природу, что требует ответов о степени такого влияния, о формулировании тех этических ориентиров, которые разрешают или запрещают человеку, ученому ХХI в. конструировать мир в соответствии "со своим желанием, опираясь на науку. Тем более что постнеклассической науки иначе, чем классическая рассматривает фигура человека, познающего, ученого. Психологоиндивидуальни особенности и личностные черты исследователя теперь не считаются тем, что уводит от истины, а рассматриваются как необходимый момент адекватного познания объекта.

Современный западный психолог А. Маслоу подчеркивает, что творец, исследователь это человек, который одиноко борется со своими внутренними конфликтами, страхами. Он должен не терять мужества, не бояться высовываться и делать ошибки, хорошо осознавая, что он, по выражению М. Полани, азартный игрок, выдвигает утверждения в отсутствии фактов и затем витрачаюе годы, выясняя, были верными его предчувствие.
Именно учитывая определенные особенности действий ученого, А. Маслоу предлагает свой взгляд на существующий в научном познании связь познания и ценностей. Констатируя, что от физика, химии, астрономии мы получили такую модель познания, которая не касается вопроса о ценности и потому является неприспособленной для изучения проблем, связанных с живым, с жизнью человека (где учет личностных ценностей и целей, намерений и планов играет решающую роль в понимании даже классических целей науки предвидения и управления), А. Маслоу обосновывает важность особенностей научных подходов биологии, учет которых позволяет разработать гуманистическую философию биологии.

Так, данные науки свидетельствуют в пользу саморегуляции, самоуправления, автономного выбора организма выбора здоровья, роста, биологического успеха. Человек также стремится здоровья и отсутствия страдать, в чем может полагаться на мудрость своего организма. Итак, получается, что в современном научном познании нужно акцентировать на учете спонтанность и автономии больше, чем на предвидении и внешнем управлении. По отношению к познанию человека это касается еще и субъективного ощущения свободы, которое должно осмыслить наука.

По заключению Маслоу ценностно нейтральная классическая философия науки является не только ошибочной, но и очень опасной. Она не только позаморальна, она может быть антиморальной ... Поэтому я вновь подчеркиваю, что наука создается людьми; выходит из человеческих страстей и интересов, как это блестяще пояснил М. Полани в книге Личностный знаний . Наука и сама должна быть некоторым этическим кодом ... Действительно, если признается имманентно ценность истины, то все результаты получаются потому, что мы отдаем себя на служение этой имманентно ценности ... Наука может искать ценности, и я могу открывать их в самой природе человека. Таким образом, современная наука возможна при условии учета природы человека, ценности познания и нравственных ориентиров.