Методология редукционизма

12-04-2011, 09:01 | Раздел: Психология
Методология редукционизмаедукционизм представляет собой одну из методологических программ философии науки. Варианты ее воплощения можно найти в различных науках математике, физике, химии, биологии.

Опираясь на принципы редукциониськои методологии философы и теоретики естествознания пытались решить как можно меньше 2 фундаментальные проблемы. Во-первых, открыть общие законы и принципы определенных объектов физических, химических или биологических и построить целостную картину соответствующей реальности. Во-вторых, и это связано с решением первой проблемы, осуществить синтез знания в пределах соответствующей науки.

Методология редукционизма опирается как на основную познавательную действие на процесс редукции (от латинского reductio возвращение назад, к предыдущему состоянию.

Методология редукционизма обосновывает как путь к открытию общих законов функционирования структуры объектов сведения закономерностей более простых, построенных систем более высокого уровня организации до более низкого уровня. При этом считается, что закономерности низшего уровня полностью исчерпывают и объясняют функционирования и и структуру высшего уровня, более сложных систем.

Корни редукционизма находятся в истории научного познания. Общие ориентации на процедуру возведение сложного к простому мы находим в методологии механицизма.

Механицизмом это исторически первая методологическая программа собственно научного познания. С эпохи Возрождения когда на основании накопления многообразных эмпирических фактов, натурфилософские спекулятивно-теоретические построения становятся неуместными, по философии выделяются самостоятельные науки, формируются их собственные предметы и методы. Постепенно в истории науки, себя проявляют механика, физика, химия, биология.

Начиная с ХV, т.е. первого по философии выделяется механика. Она представила первые образцы теоретического знания. В рамках механической картины мира фундаментальными законами природы признавались законы механики.

Они считались основой всех сфер реальности. Согласно их использовали для объяснения живого, человека и общества. Именно механическая картина мира породила такие теоретические образы как организм-машина, человек-машина. По принципам механической картины мира живет считалось идеальным воплощением законов механики.

Итак, в истории научного познания мы видим попытку объяснить любые явления, в том числе живет, исходя из законов механики. Такая познавательно-методологическая программа называется механицизмом. То есть, механицизмом определенная методология, на основе использования которой в науке Нового времени сформировалась механическая картина природы. И в ее пределах механическая картина биологического мира.

Основным методологическим принципом механицизма является принцип редукции. В механической картине мира все сложные явления социальные и биологические сводились к простым механических. Итак, механицизмом является первым в истории науки воплощением методологии редукционизма.
Смысловой основой редукции абсолютно разумная и продуктивная идея поиска фундаментального в глубине объекта на исходном уровне его организации, в исходной подсистеме, сведение многообразного к принципиально общего. Согласно социокультурного и научного фона такие попытки воспроизводились, скажем, в представлениях Пифагора о мире, как гармонию чисел, Демокрита об атоме, Аристотеля о мире, что является подобным организма, Декарта о человеке-машину, Гоббса о законах геометрии и физики как универсальные законы мира.

Онтологическим обоснованием редукции являются, во-первых, то, что особенности более сложной системы (целого) определяются закономерностями подсистем (частей), которые она включает. А во-вторых, все существующие объекты как живой, так и неживой природы, социального мира является результатом эволюции от простого к сложному.

Гносеологический обоснованием редукции есть такая закономерность научного познания, в процессе развития науки на основании фундаментального знания осуществляется синтез научного знания, как в пределах отдельной науки, так и в пределах современной научной картины мира.
Впрочем, как любая методологическая процедура, редукция продуктивна в определенных пределах. За ними преувеличение ее роли и игнорирование других методологических ориентаций, которые учитывают те особенности объекта, которые игнорирует редукция.

Так, в процессе редукции не учитывается история развития живого и его системная целостность. Итак, редукция как гносеологический прием является принципиально ограничена. Но она может быть успешной, если используется для соответствующих познавательных задач. Видимо возрождения методологической программы редукционизма в биологии наблюдалось в начале и в середине ХХ в. в связи с бурным успехами физико-химической биологии, генетики и молекулярной биологии. Например, расшифровка генетического кода породила надежду на возможность объяснения многообразных форм и проявлений живого исходя из набора простых определенных правил кодирования и законов химического взаимодействия.

Возрождение программы редукционизма в 60-е 70-е годы ХХ в. Связано также с попытками философов науки и методологов биологии решить проблему построения единой теоретической биологии. Именно в поисках стандартов построения обобщающей теории предлагались пути математизации и физикализации теоретической биологии аналогично теориям в математике или в теоретической физике. Но все попытки таких талантливых методологов науки как М. ашевский, Н. озен, . Том, Н. Гартман, . Еренберг не привели к успеху. Выдающийся физик-теоретик Э. Шредингер, учитывая исключительную сложность теоретического воспроизведения живого, заметил в своей известной книге Что такое жизнь? С точки зрения физика, что когда исследователь делает живет объектом изучения методами современной физики и химии, то он уже не в живых.

Глубоко изучая проблему возможности построения теоретической биологии аналогично теоретической физике, Э. Шредингера отмечал принципиальных сложностях этого пути. Он подчеркивал, что структура живого организма в корне отличается от структуры любого объекта, с которым работает физик или химик. Так, физик имеет дело с периодическими кристаллами, в то время как важная часть живой клетки хромосомная нить, которая является Апериодические кристаллом. Кроме того, в соответствии с законами физики, закономерность поведения атомов может быть определена, когда количество атомов очень велика. В организме наоборот, довольно малые (с точки зрения физики) группы атомов играют главную роль в упорядочении и закономерных процессах. Так объем гена равна куба со стороной 300А, равной 100 или 150 атомным расстояниям. Итак ген вмещает около миллиона или нескольких миллионов атомов, для статистической физики очень малое количество для вывода закономерной поведения. Но в данном случае можно использовать квантовую механику. Э. Шредингер считает, что возможны определенные аналогии между мутационной теории Г. де Фриде, рассматривает мутацию как скачкообразную, прерывистая изменение гена, и квантовой механикой, которая имеет дело с молекулярными закономерностями.