Характеристика юности как возрастного этапа жизни человека

12-04-2011, 09:01 | Раздел: Психология
Характеристика юности как возрастного этапа жизни человекаОднако в отечественной психологии исследования распределяются на те, которые изучают раннюю пору жизни человека (от детства к юности), и на те, которые изучают зрелые этапы ее жизни. аспределение оговаривается методологической разницей: в первом случае человек (ребенок) изучается с точки зрения психологических и психофизиологических симптомокомплекс, которые отличают один возраст от другого; во втором симптомокомплексы возраста не выделяются, поскольку человек рассматривается сквозь призму ее самоосуществление на протяжении всего ее жизненного пути Иначе говоря, ребенок и период его взросления подается в теориях лишь как объект исследований, а взрослый человек как субъект ее собственной жизни.

ассматривая проблему взросления субъекта в процессе обучения в вузе, будем характеризовать юность как возрастной этап с точки зрения способности личности к активной деятельности по преобразованию окружающего мира, т.е. свитопобудовы, создание собственного жизненного пространства. Каждая фаза жизни имеет в пределах всего развития собственно отдельное задание. Как сказал Гете: Идут не только, чтобы прийти, а чтобы жить на протяжении пути.

Это касается и юношества: человек в течение данного отрезка времени должен решить ряд определенных проблем. азличные психологические школы по-разному декларируют содержание заданий юношеского возраста, но в целом желанный результат это переход к самостоятельной взрослой жизни вследствие осуществления ряда сознательных жизненных выборов и преодоления возрастного кризиса. Книга Коула и Холла Психология юности предоставляет исчерпывающий перечень таких заданий:

Достижения общей эмоциональной зрелости;
асцвет гетеросексуального интереса;
Достижение общей социальной зрелости;
Эмансипация от родительского дома;
Достижение интеллектуальной взрослости;
Окончательный выбор профессии;
Овладение способов структурирования свободного времени;
Построение психологии жизни, которая бы брала за основу сознательную поведение;
Достижение идентификации Я (перцепции).

Это взгляд бихевиоризма и эмпиризма. С позиции психосинтезу оберто Ассаджиоли обосновывает необходимость духовного пробуждения личности. Он объясняет: Я использую слово пробуждения "символично, ведь оно ярко указывает на необходимость осознания новой зоны переживаний, человек созерцает новую, доселе неизвестную, реальность своего внутреннего мира. Интересным также представляется тот факт, что он подчеркивает своеобразие переживания кризиса человеком современным, которая является личностью слишком развитой, сложной, имеющей мощный критический ум. Немало места уделяется юности как первому этапу взрослой жизни в юнгинианський теории.

Юнг указывает, что только взрослый человек может подвергать свои возможности сомнения, и поэтому быть не в ладах с самим собой, т.е. переживать возрастную кризис или кризис жизненного выбора. Он указывает на источник юношеских проблем: Подавляющее большинство касаясь требований жизни , что прерывают сон детства. Если индивид достаточно подготовлен, то переход к профессиональной жизни проходит бесконфликтно. Но если есть иллюзии, контрастирующие с действительностью, то сразу и возникают проблемы. Юноши не вступают в жизнь без определенных представлений, которые уже сложились.

Иногда эти представления оказываются ложными, они не соответствуют тем условиям, с которыми сталкивается молодой человек в реальной жизни. Довольно часто это связано с неоправданными ожиданиями, с недооценкой внешних трудностей, или же с безосновательным оптимизмом или негативизмом. Список этих причин первых осознанных проблем достаточно велик, возможны также сложности не только при соприкосновении субъективных представлений с внешними проблемами, но и внутренние душевные противоречия.

При ознакомлении со взглядами разных психологических школ на кризис юношеского возраста было бы уместно вспомнить влияние на ход этого периода экзистенциального аспекта взросления (на котором делают акцент представители гуманистической психологии), а не физиологического, психологического или социального (хотя участие этих переменных в росте ребенка безусловно учитывается.

Содержание же экзистенциального аспекта раскрывался нами как процесс определения юношей своей смысложизненных позиции (то есть понимание, интерпретация, создание им основ своего существования). Интересно было бы обратиться к описательной, полярной, полиметрических характеристики данного возраста, созданную в рамках эпигенетические концепции Э. Эриксона. Здесь речь идет о вступления преданности и верности как ожидаемый результат развития, может быть достигнуто в группе сверстников как в ведущей сфере отношений.

Здесь же указаны существенные полярные образования в личности: "идентичность непризнание. Продолжая тему зарубежных авторов, хотелось бы вспомнить Шарлотту Бюлер, которая выдвинула предположение, что юность (как и каждая фаза жизненного пути) имеет собственные доминирующие тенденции, мотивации. В данном случае стремление к самоосуществление является и процессом, и итогом пережитого юношей или девушкой в этот кризисный период.

На этом же отмечается в интересном исследовании американских ученых . Гаулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта, которые видят смысл жизненного выбора, осуществляемого, в удалении от родительского дома, взросление, тяги к самостоятельности. При этом доминирующим чувством является неопределенность.

В отечественной психологии детально разработал эту важную эпоху жизни И. Кон: переход от детства к зрелости он разделил на три этапа (подростковый, юношеский возраст и поздняя юность или начало взрослости. К тому же каждый период рассматривается всесторонне: с точки зрения биологического созревания, в социальном и психологическом аспектах.

Так, биологически юношеский возраст это полное завершение полового созревания, а начало взрослости характеризуется зрелостью организма во всех отношениях; в плане социальном юношество это период завершения первичной социализации; психологически же юношеский возраст характеризуется становлением самосознания, образа Я, самоопределением, избранием профессии , самое важное психологическое новообразование это открытие внутреннего мира личности. Для поздней юности ведущий вид деятельности труд. Очертив таким образом главные характеристики юношеского возрастного периода, И. Кон полностью реализовал методологические идеи классика возрастной психологии, Л. С. Выготского.

Среди отечественных психологов незамеченным не может остаться личность М. С. Каган, который на основе морфологического анализа деятельности как субъект объектного отношения, выделил ценностно-ориентационную деятельность как ведущую для фазы юности, тем самым подтвердив смислопошуковий смысл данной возрастной кризиса.