Противоречия в развитии современного студента

12-04-2011, 09:01 | Раздел: Психология
Противоречия в развитии современного студентаБлагодаря совместному виду деятельности учебе, общем характера труда студенты образуют определенную социально-профессиональную группу, ведущей функцией которой является приобретение соответствующих знаний и умений в области избранной профессии, навыков самостоятельной творческой деятельности. Успешность же всего указанного зависит от психоэмоционального состояния личности, которая, как уже было отмечено, переживает решающую возрастную кризис взросления.

Становление и развитие юноши сегодня происходят в многосложнейшими условиях, которые часто являются производными от надындивидуальных, надличностное процессов не только экономических и политических, но и собственно психологических или, точнее, психосоциальных.

Актуальной в этом контексте оказывается, скажем, проблема конформизма как типичного механизма адаптации личности к новым условиям. Отметим, что конформных способ адаптации играет важную стабилизирующую роль в процессе трансформации прежней советской человека в гражданина демократического государства. Этому способствуют и те психотехнологични механизмы влияния, по сути остаются такими, как раньше (меняется лишь их идеологическое наполнение. При этом, однако, качественные сдвиги в гражданской самосознания, в готовности людей к построению новых форм общественной жизни прослеживаются очень слабо. Для достижения более весомых результатов здесь следует использовать другие механизмы влияния, которые бы стимулировали критичность, инициативность, заинтересованность, активность личности.

И в этом смысле большие надежды мы возлагаем на дальнейшее совершенствование и развитие субъектной парадигмы психологической науки и педагогической практики, успешно разрабатывается. Понятно, что глобальный социально-экономический кризис, в водовороте которой мы постоянно находимся, углубляет внутренние конфликты, жизненные кризисы как взрослого, так и юной, подрастающего человека, обостряет все ее беды, страдания, противоречия, чрезвычайно усложняет выбор жизненного пути, делая который, индивид кладет на плечи тяжелую ответственность и за свою собственную судьбу, и за судьбу своих близких.

Между тем подобные проблемы, прежде всего связаны с жизненными кризисами и личностным выбором, и до сих пор остаются в отечественной науке очень слабо разработанными. Ю. А. Самарина выделил ряд характерных черт и противоречий социально-психологического характера, имеющих место в развитии студенческой молодежи. В этот период молодой человек осуществляет выбор профессии, овладевает им и начинает пробовать себя в других сферах жизни, самостоятельно планирует свою деятельность и поведение, активно отстаивает самостоятельность суждений и действий.

В этом возрасте на основе синтеза имеющихся знаний, жизненного опыта, самостоятельных размышлений и действий формируются мировоззрение, этические и эстетические взгляды. Многие из них переходят из сферы теоретических представлений в сферу практических свершений (любовь, брак, создание собственной семьи. Однако, в связи с материальной зависимостью от родителей и необходимостью подчиняться существующему в учебном заведении распорядка, возникает экономическое противоречие между разнообразием желаний и возможностью их осуществления, которое студент иногда пытается решить дополнительным заработком в ущерб своей основной учебной деятельности.

Сочетание работы с дневной формой обучения создает еще одно противоречие чрезвычайный дефицит времени, который обозначается или на качестве обучения, или на семейных взаимоотношениях, а в конечном итоге приводит к снижение интенсивности интеллектуального и эмоционального жизни. Когда у студента возникает выборочный интерес к той или иной области знаний и желание углубиться именно в эту отрасль, ресурсы времени оказываются недостаточными.

Следующее противоречие заключается в том, хронически не хватает времени на переработку постоянно растущего потока информации. Знаниями же становится только та информация, переработанная и усвоенная человеком. Итак широта информации часто вступает в противоречие с глубиной ее осмысления. Существует еще одна особенность психического развития студентов: если в средней школе обучения и воспитания опережают развитие, то в высшем учебном заведении развитие студентов иногда опережает обучения и особенно воспитание.

Отдельно следует остановиться на проблеме адаптации первокурсников к обучению в высших учебных заведениях. езкое изменение многолетнего стереотипа работы, к которому привыкли юноша или девушка (динамического стереотипа, по И. П. Павловым), иногда приводят к нервным срывам и стрессовым ситуациям. Перестройка динамического стереотипа у каждого студента протекает индивидуально и зависит как от типа высшей нервной деятельности, так и от социальных факторов. Среди главных трудностей, с которыми сталкиваются первокурсники, психологи выделяют следующие:

Негативные переживания, обусловленные выходом из школьного коллектива;
Неопределенная мотивация выбора профессии, недостаточная психологическая готовность к ней;
Отсутствие навыков самостоятельной работы;
Неумение осуществлять психологическую саморегуляцию поведения и деятельности Усиливающийся отсутствие ежедневного контроля со стороны преподавателей;
Поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях, налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие.

Как видим, указанные трудности не являются одинаковыми по своему происхождению. Некоторые из них носят объективный характер, а другие обусловлены недостатками в довузовской подготовке, а также в воспитании в школе и семье. Но так или иначе, противоречия, которые возникают, имеют значительное влияние на ход кризиса взросления.

Поэтому именно на этих противоречиях сосредоточивают сейчас свое внимание специалисты. Так, например, ими занимаются сотрудники лаборатории социальной психологии личности в г.Киеве Первым итогом разработки этих проблем стала коллективная монография, подготовленная под редакцией заведующей лаборатории Т. Титаренко.

Титаренко и его сотрудники рассматривают жизненный кризис как необходимый момент самодетерминации развития личности, прерывания постепенности, переход к новому качеству жизни. В такой интерпретации жизненный кризис есть не что иное, как естественно и социально обусловленная возможность и форма реализации заложенного в человеке потенциала личностного развития. Но эта возможность становится действительностью, разумеется, только при условии конструктивного выхода из кризисной ситуации. Конструктивный же выход из кризиса как нормативной, так и ненормативной всегда предполагает личностный выбор, в котором и эксплицируется, оказывается человеческая субъектность как таковая. Это положение одно из важнейших в разрабатываемой психологической теории жизненного кризиса.

Не ограничиваясь изучением природы кризисных состояний, научный коллектив лаборатории главное внимание уделяет поисковые путей и средств психологической помощи людям, в этих состояниях находятся. Соответствующие исследования и опыт психологического консультирования свидетельствуют о наличии у каждого человека внутреннего потенциала самоорганизации, конструктивного преодоления кризиса. В отдельных случаях психологическая помощь нужна для того, чтобы активизировать этот потенциал, расчистить обремененные психотравмами, нерешенными ролевыми конфликтами пути самовосстановлению.

Однако такая помощь, пусть и минимальная, крайне необходима, особенно в ненормативных кризисных ситуациях. Иначе эти ситуации могут завершиться очень драматично и даже трагично. В Украине на 100 тысяч жителей приходится 30 самоубийств, и значительную часть их осуществляет молодежь, что, собственно говоря, и неудивительно. Незрелая, инфантильная личность слишком остро реагирует на травмирующие ситуации, крах детских иллюзий приводит к потере смысла жизни. Поэтому такой необходима превентивная психологическая поддержка в случае угрозы возникновения суицидальных попыток. Она должна быть направлена на решение проблемы адаптации индивида к социальной среде, на приобретение навыков конструктивного реагирования на жизненные трудности.