Обсуждение вопросов

12-04-2011, 09:01 | Раздел: Психология
Обсуждение вопросовВ последнюю четверть ХХ века предметное круг этики науки определилось как осмысление тех норм, которые должны направлять не только отношения ученых в рамках научного сообщества или определять высшие познавательные ценности науки, но и таких, которые разрешают или запрещают определенное вмешательство науки в природу и человека.

Если говорить о становлении и утверждение статуса проблемам этики науки в структуре философии науки, то нужно обозначить 70-е годы как то время, когда проблемы этического смысла научных исследований в определенных областях естествознания привлекли внимание мирового научного сообщества. Это было связано с развитием молекулярной биологии и генной инженерии. Этические проблемы, возникшие в связи с названными отраслями биологии, было определено как вызов биологии в отношении философии.

Однако следует отметить, что моральные проблемы в научном исследовании, которые требовали осмысления в связи с фундаментальными открытиями в биологии, не были абсолютной новостью для науки, но если в 60-е годы ХХ в. Философское осмысление развития ядерной физики квалифицировалось в контраверзи рационализма и иррационализма, предложениями которых стали соответственно сциентиський и екзистенциалиський взгляды на науку и возможности человека, то в 70-80-е годы ХХ в. дилема наука мораль розв "язувалась в пределах технократизма и гуманизма. Соответственно предлагались противоположные ответы на вопрос что дает наука для прогресса цивилизации и что она дает для собственно человека и культуры?
Обсуждение такого рода вопросов позволили философам и методологам науки определиться по поводу того, что такое этические проблемы науки. Их анализ и осмысление представлены в работах И. Фролова, Б. Юдина. С. Пастушного, . Карпинского, А. Мамзина и др. в 70-80-е годы ХХ в. На основании этих исследований этические проблемы были определены как проблемы, связанные с осознанием того, что на исследовательскую деятельность ученого влияют социокультурные факторы, в частности моральные нормы. Этические проблемы возникают в реальном процессе научного исследования и касаются результатов, которые могут повлиять на существование и развитие человека, общества, культуры, цивилизации. последние рокимы объектом этических проблем считают и биосферу в целом возникла экологическая этика. Этические проблемы связанные с моральным выбором исследователя, ученого и предусматривают ответственность морального характера перед собой, научным сообществом, обществом за то влияние, которое причинен его досладженнямы и их результатами.

Следовательно, реальная наука не является абстракцией. Если исследовать действительную науку, надо учитывать, что на мышление ученого влияют культурно-мировоззренческие и методологические ориентиры, вера в идеалы научного познания, социальные ориентации и т.п.

В начале XXI в. наука, как никогда ранее, глубоко вмешивается в природу вещей, в человеческую природу. Новейшие компьютерные и биологические технологии стали основой создания человеком искусственных биологических систем, искусственного мира людьсьвои жизнедеятельности. Вместе глобильни проблемы современности определяют проблематичность самого дальнейшего существования человеческого рода. Философского осмысления в этих условиях требует не только феномен жизни, но и смерти, тем более если учесть все более серьйозний социопрактичний интерес и юридическо-правовое обоснование в Странах Западной Европы явления эвтаназии.

По пророческим словам Николая Бердяева, человек техногенной цивилизации хочет взять на себя роль создателя, Но при этом очевидно, что она должна взять на себя и огромное бремя ответственности за последствия своей деятельности.

По крайней мере, нужны ответы о степени дозволенного вмешательства человека, науки, технологии в мир природы и культуры, в свою собственную природу.

Понятно, что ответа о степени такого вмешательства являются для человека жизненно важных. Очевидно, что нужно определить те етични ориентиры, которые разрешают или запрещают человеку, ученому конструировать мир в соответствии со своим проектом, так сказать, по собственному возсудом, опираясь на науку.

Итак, в настоящей, а не абстрактной науке, ученый, с одной стороны, стремится истины. То есть, содержание научных знаний должна определяться безпристрастним отношением к объекта. С другой стороны, исследователь человек, научное знание результат человеческой деятельности, поэтому, страсть научного поиска, вера в свою правоту, восхищение своими или определенными теоретическими рассуждениями и т.д. существенно влияют на ход и результаты научного исследования. То есть субъектов объективные моменты являются существенной составляющей научного поиска.
Таким образом, реальное научное досладження не может быть безпристрастним, но одновременно оно должно быть объективным.

Надо заметить, что в текстах и отечественных, и западных исследователей в области философии науки очерчены вопросы активно обсуждались (см. работы Фролова И., Юдина Б., Карпинского ., Мамзина А., Агацци Е., Хьосле В., Апеля К и пр.). Но существенные ценностные отношения, которые имеют место в реальной науке, территория которого и попадает выпускник университета, в целом ему неизвестны и поэтому не влияют на будущего ученого в процессе присоединения к научным истинам в учебе. Понятно, что попав в сферу научной деятельности молодой исследователь практическим образом должен присоединиться и к научному этоса. Но открывает он его в том микросреде, в котором работает. И поэтому присоединение к этическим нормам науки часто является очень относительным, а, может, и проблематичным.

Следовательно, человек, входящий в современную науку, исследовательский процесс в которой часто касается столь сложных вещей, связанный с определенным моральным выбором и моральной ответственностью, должна знать, что такое этика науки. Изучение такого раздел должен быть частью знакомства с философией и методологией науки.

Можно предположить такое замечание, строго говоря, западная философия науки не включает этических проблем. Но это верно лишь отчасти. В сознании мирового научного сообщества утвердился статус этических проблем науки как таковых, что является результатом влияния науки на общество и природу. Яркий пример исследование известного западного философа науки Е. Агацци. Глубокие идеи в этом отношении сформулированные К. Апелем. И в отечественной, и в западной философии науки признается, что в реальной науке исследовательская деятельность направляется определенными мировоззренческими и методологическими ориентирами, верой в истинисть идеалов науки, моральными принципами. Осознание ученым необходимых норм реализуется в факте ответственности ученого общечеловеческого характера.

На основании приведенных обоснований в этике науки вводится понятие ответственности ученого. Академик В. Энгельгардт, глубоко осмысливал этические проблемы науки, отмечал, что ученый в своей дияльнсти естественно несет ответственность общечеловеческого характера. Он отвечает за полноценность полученного им научного продукта: от него ждут безупречной требовательности к достоверности материала, корректности в использовании работ своих коллег, логики анализа, обоснованности выводов. Это и есть, по определению В. Энгельгардта, элементарная ответственность ученого, его персональная этика.