Студент как субъект собственной учебно-профессиональной деятельности

29-08-2013, 21:41 | Раздел: Психология
Студент как субъект собственной учебно-профессиональной деятельностиДеятельность динамическая система активного взаимодействия субъекта с миром, в ходе которой субъект целенаправленно воздействует на объект, с помощью чего удовлетворяет свои потребности, сознательно и целенаправленно изменяет мир и себя. По своей сути деятельность высшее, присущая только человеку, форма активности, психологическая динамичная структура которой такова: цель мотив способ результат. Деятельность состоит из ряда действий. азличают деятельность практическую и деятельность теоретическую.

Понятие «деятельность студента» является интегрированным, так как его содержание сочетает в себе различные виды деятельности студеные а: учебную, познавательную, профессионально-трудовую, физкультурно-оздоровительную, художественную, научно-исследовательскую, общественно-политическую, общение, бытовую и др.

Ведущую роль в решении задач профессиональной подготовки студентов, становление личности будущих специалистов играет процесс обучения в высшей школе. Процесс обучения это специальная форма передачи и усвоения общественно-исторического опыта, которая составляет сложную единство деятельностей ученого-преподавателя и студента, направленных на достижение общей цели овладение студентами научными знаниями, умениями и навыками и разносторонним развитием будущих специалистов как личностей. Учебная деятельность преподавателя обычно называется преподаванием, а учебная деятельность студента учінням (выучкой, обучением.

Обучение студента мы будем рассматривать как сложный процесс учебной деятельности, в которой происходит контролируемое усвоения когнитивного и социально-профессионального опыта (прежде всего в виде интеллектуальных операций и теоретических понятий), необходимых способов действий, которые реализуются через умение. Л. С. Выготский, С. Л. убинштейн рассматривали учіння как процесс приобретения знаний, умений и навыков, тогда как развитие это приобретение способностей, новых качеств. Процесс приобретения и закрепления (или изменение существующих) способов деятельности индивида. езультатом учіння есть элементы индивидуального опыта (знания, умения и навыки) [Психологический словарь под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова.

Учиться значит действовать разными способами для получения знаний, выработки умений и навыков, оперировать ими при решении познавательных и практических задач. На первый взгляд кажется странным, что часть студентов-первокурсников не умеет учиться, хотя в течение десяти предыдущих лет своей школьной жизни именно этим и занимались. Однако обучение студента имеет существенные отличия от учения школьника.
Особенности учебной деятельности студента:

усвоение научной информации и приобретения практического опыта имеет профессиональную направленность, т.е. рассматривается как подготовка к будущей профессиональной деятельности, выполнение важных социальных функций, овладение необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками, развитие личности специалиста;

предметом деятельности студента является изучение науки в ее развитии, овладение процессом формирования научных знаний и методами самой науки, ознакомление с ее проблемами, задачами и подходами к их решению, а также усвоение способов профессиональной деятельности и содержания социальных ролей взрослого человека, который работает;

особые средства деятельности (научная литература, учебники и методические пособия, Интернет и мультимедийные средства, лабораторное оборудование и технические средства обучения, реальные и теоретические модели будущей профессиональной деятельности, общения со сверстниками, преподавателями и представителями профессии;

деятельность студента происходит в заранее запланированных условиях (ограниченный срок обучения и четкий график учебного процесса, содержание учебной деятельности определяется учебными планами и программами, своеобразие режима работы вузов и др.);

в обучении студента существенно увеличивается удельный вес самостоятельной работы (самостоятельный поиск учебной информации, аннотация и конспектирования научной литературы, выполнение практических заданий, осуществления профессиональных функций во время прохождения практики, проведение научных исследований и т.п.);

сочетание учебного и научного процессов, самостоятельная учебно-познавательная деятельность студентов протекает вместе с исследовательской их работой (курсовые, дипломные, магистерские работы) под руководством преподавателей;

обучение в высшей школе процесс сложный и трудный, требующий от студента высокой сознательности и активности, чрезвычайно высокого интеллектуального напряжения, сосредоточенности внимания, мобилизации волевых усилий и повышенной работоспособности, самоорганизации, рационального распределения времени на учебу и отдых;

сложность задач и содержания учебно-профессиональной деятельности может приводить к психическому перегрузки, психофизиологического напряжения, возникновения стрессовых ситуаций (особенно во время экзаменационной сессии).

Исследования показали, что наибольшие трудности в обучении студентов вызывает неумение рационально распределять свое время (65,8% опрошенных, из которых 73,9% девушки); отсутствие или недостаточность навыков самообразования; неумение самостоятельно работать с научной литературой (в 24,8% медленный темп восприятия информации; в 19,8% затруднения при ориентировании в печатном материале), неспособность управлять своей деятельностью.

Учіння как познавательная деятельность имеет психологическую структуру, а ее успехи зависят от активности того, кто учится. Студент субъект обучения тогда, когда работает на высшем уровне активности, способный инициировать и осуществлять познавательную деятельность и брать на себя ответственность за свои действия.

Однако в обучении студентов есть серьезные недостатки (см. проект «Программы развития образования в Украине на 20052010 гг». Во-первых, традиционно высшая школа ориентирует студентов не на самостоятельное получение, а на восприятие знаний через преподавателя, и обуславливает преимущественно безынициативный, пассивное состояние их личности. Во-вторых, нужно создавать будущим специалистам условия для самостоятельного поиска знаний и приобретения социального опыта.

Какие нарекания высшим педагогическим учебным заведениям из практики?
1. Появилась вторичная неграмотность: специалист с высшим образованием не только не может решить проблему, но даже не видит ее.
2. Педагогические университеты готовят предметников, а не педагогов (или готовят вчерашних педагогов для завтрашней школы.
3. Молодые учителя отказываются от руководства классом, от воспитательной работы.
4. Во многих молодых людей, вовлеченных в педагогической работе, случаются проблемы вхождения в студенческой аудитории, поскольку они просто не имеют представления о методах преподавания, о структурирования лекционного материала (об этом свидетельствует и практика преподавания, как иллюстрация этого может служить такое высказывание студента: «Придет такая молодая барышня в аудиторию, а сама ничего не знает, что делать».

В проекте «Программы развития образования в Украине на 20052010 гг» поставлена задача восстановить систему повышения квалификации педагогических кадров высших учебных заведений и специалистов с высшим образованием. Требующая профессия от специалиста с высшим образованием?

1. Знать общую теорию науки и применять ее при анализе конкретных производственных проблем.
2. Нужно понимать специфическую терминологию, которая присуща профессии, а еще (и это во многих профессиях) знать язык символики, условных обозначений и т.п.
3. Надо владеть понятийным аппаратом той отрасли науки, по которой студенты готовятся стать специалистом, уметь оперировать абстрактными понятиями, покорять свою деятельность законам науки.
4. Знать факты, их классификация и уметь их объяснять соответствии с законами науки.
5. Уметь видеть, объяснять и решать производственные проблемы на основе полученных знаний.
Чтобы усвоить и овладеть всеми этими требованиями, студент должен целенаправленно, сознательно учиться, овладеть всеми формами самообразования, чтобы продолжать работать над собой и после окончания вуза, потому образованным специалистом теперь считается тот, кто умеет самостоятельно добывать знания на протяжении всей жизни. Соответствии с этими требованиями и надо студентам организовывать свое обучение, пытаться самим получать знания, повышенной ать качество своего образования.