Познавательные процессы

12-04-2011, 08:57 | Раздел: Психология
Познавательные процессыПознавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание будущей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.

Когда говорят об общих способностях человека, то также имеют в виду уровень развития и характерные особенности ее познавательных процессов, ибо чем лучше развиты у человека эти процессы, тем более способным она есть, тем большими возможностями она обладает. От уровня развития познавательных процессов студента зависит легкость и эффективность его обучения.

Человек рождается с достаточно развитыми задатками к познавательной деятельности, однако познавательные процессы новорожденный осуществляет сначала бессознательно, инстинктивно. Ему еще предстоит развить свои познавательные возможности, научиться управлять ими. Поэтому уровень развития познавательных возможностей человека зависит не только от полученных при рождении задатков (хотя они играют значительную роль в развитии познавательных процессов), но в большей мере от характера воспитания ребенка в семье, в школе, от собственной его деятельности по саморазвитию своих интеллектуальных способностей.

Познавательные процессы совершаются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых является целостным психическим актом, состоящий нераздельно из всех видов психическим процессам. Но один из них обычно является главным, ведущим, определяющим характер данной познавательной действия. Только в этом смысле можно рассматривать отдельно такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение. Так, в процессах запоминания и заучивания участвует мышление в более или менее сложной единства с языком, кроме того, они являются волевыми операциями и т.д.

Характер познавательных процессов как индивидуальная свойство. Неравномерное развитие разных видов чувствительности проявляется в восприятии, памяти, мышлении, воображении. Об этом свидетельствует, в частности, зависимость запоминания от способа заучивания (зрительного, слухового, кинестетический-двигательного. В одних людей эффективным является включение зрения при заучивании, а у других при воспроизведении материала. Подобным же образом обстоит дело с участием слуха, кинестезии и т.д.

Важной характеристикой сенсорной организации человека в целом является сензитивнисть, которая входит в структуру темперамента и способностей.

Ее определяют по ряду признаков возникновения и протекания сенсомоторных реакций независимо от того, к какой модальности они принадлежат (зрительной, вкусовой и т. д.). К этим признакам относятся прежде всего устойчивые проявления общего темпа возникновения сенсомоторных реакций (скорость возникновения, продолжительность протекания, эффект последействия, психомоторного ритма (способа переключения с одного вида чувственного различения на другой, плавность или скачкообразнисть перехода, вообще особенности временной организации сенсомоторных актов.
Характерной для того или иного общего образа чувствительности сила реакции, которой человек отвечает на самые разные раздражители. О глубине сензитивности судят по сочетанию различных показателей особенно за последействием эффектов в виде реакций следов (непосредственных образов памяти, образованию представлений и их ассоциаций.

Сензитивнисть неразрывно связана с типом эмоциональности: эмоциональной возбудимости или тормозиння эффективности или инертности, однообразия или множественности эмоциональных состояний при изменении внешних условий и т.д. Сензитивнисть является общей, относительно устойчивой особенностью человека, которая проявляется в разных условиях, при действии самых различных по своей природе раздражителей.
Факторы развития познавательных процессов. Здийснюючись в различных видах деятельности, психические процессы в ней же и формируются.

Совершенствование чувственного восприятия ребенка связано, во-первых, с умением лучше использовать свои сенсорные аппараты в результате их упражнения, во-вторых, существенную роль играет умение все более осмысленно толковать чувственные данные, связанные с общим умственным развитием ребенка.

В дошкольника процесс усвоения является невольным, он запоминает, поскольку материал как бы сам оседает в нем. Отражение не цель а невольный продукт активности ребенка: он повторяет понравившуюся ему действие или требует повторения рассказа, которая его заинтересовала не для того, чтобы ее запомнить, а потому что ему это интересно, и в результате он запоминает. Запоминание строится в основном на базе игры как основного типа деятельности.

Основное преобразования в функциональном развитии памяти, которое характеризует первый школьный возраст, преобразование отражения в заведомо направленный процесс заучивания.

В школьном возрасте заучивание перестраивается на основе обучения. Заучивания начинает выходить из определенных задач и целей, становится волевым процессом. Другой, плановой, становится и его организация: сознательно применяются расчленения материала и его повторения. Следующим существенным моментом является дальнейшая перестройка памяти на основе отвлечены мышления, развивается у ребенка. Суть перестройки памяти у школьника состоит не столько в переходе от механической памяти до смысловой сколько в перестройке самой смысловой памяти, которая приобретает более опосредованного и логического характера.

Детское воображение также сначала проявляется и формируется в игре, а также лепке, рисовании, пении и др. Собственно творческие и даже комбинаторные моменты в воображении сначала не такие значительные они развиваются в процессе общего умственного развития ребенка. Первая линия в развитии воображения растущая свобода по отношению к восприятию. Вторая, еще более существенная, приходит в более поздние годы. Она заключается в том что воображение переходит от субъективных форм фантазированию в формы творческого воображения, который воплощается в объективных продуктах творчества.

Если фантазированию подростка отличается от детской игры тем что оно обходится для своих построений без опорных точек в непосредственно данных, ощутимых объектах действительности, то зрелая творческое воображение отличается от юношеского фантазированию тем, что она воплощается в объективных, видных для других, продуктах творческой деятельности.

Существенной предпосылкой развития здоровой, плодотворной воображения является расширение и обогащение опыта студента. Также важно ознакомление его с новыми сторонами объективной действительности, которые на основе его узкого повседневного опыта должны представляться ему необычными, надо, чтобы ребенок почувствовал, что истинным может быть и необычное, в противном случае воображение ребенка будет робкой и стереотипно.

Очень важно развивать у ребенка способность к критике и, в частности, критическое отношение к самому себе, к собственным мыслям, иначе его воображение будет лишь фантастикой. Следует приучать студента к тому чтобы воображение его включалась в учебную работу, в реальную деятельность, а не превращалось в оторванное от жизни праздный фантазированию, что создает лишь дымовую завесу от жизни.
Мыслительные процессы первично создаются как подчиненные компоненты какой-либо «практической (хотя бы у ребенка игровой) внешней деятельности» и лишь затем мышление выделяется как особая, относительно самостоятельная «теоретическая познавательная деятельность». По мере того как ребенок в процессе систематического обучения начинает овладевать какие-либо предметы арифметику, естествознание, географию, историю, т.е. совокупностью знаний, хотя бы и элементарных, но построенных в виде системы, мышление ребенка неизбежно начинает перестраиваться.