Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности

12-04-2011, 08:57 | Раздел: Психология
Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельностиЭто связано как с требованиями к современному специалисту с высшим образованием, необходимостью заниматься самообразованием протяжении всего профессиональной жизни, так и бешеным ростом объема информации, которую нужно усвоить. В последнее время распространены такие понятия как «информационный взрыв», «информационный кризис». По данным венгерского экономиста М. Шима, объем современных знаний человечества в среднем удваивается каждые 8 лет (сейчас еще быстрее через 3-5 лет). Зато, длительность обучения в вузе остается практически неизменной. О ее продление не может быть и речи. Поэтому все более важной проблемой высшего образования является формирование у студентов умения самостоятельно ориентироваться в бурном потоке научной информации, умение самостоятельно пополнять свои знания.

Здесь уместно вспомнить мудрое изречение Плутарха о том, что председатель студента не сосуд, который нужно наполнять, а факел, который надо зажечь. Обучение может стать интересным, захватывающим, если оно ярко освещается активной мыслью, глубокими чувствами, стремлением к творчеству.
Овладение профессиональными знаниями и умениями происходит только через организацию собственной познавательной деятельности. Передать знания невозможно, ими можно только овладеть, можно овладеть, присвоить, сделать своими или усвоить. Именно усвоение является интериоризация знаний и умений, т.е. формированием внутренних структур психики через активную познавательную деятельность.

Центральным познавательным процессом является мышление. Оно обеспечивает понимание материала, т.е. выявление существенных признаков, черт и связей. Понимание активный процесс поиска или конструирования смысла сообщения текста моделей, символов и других форм существования знаний и информации, а также интерпретации смысла действий и поступков других людей, законов, правил, идей и т.д.

К пониманию ведут такие мыслительные процессы как анализ, сравнение, обобщение, конкретизация, абстрагирование и др. При отсутствии активного развертывания материала (т.е. мыслительной обработки), а только запоминания, тогда и воспроизведения текста происходит без понимания («Я же рассказал ...»). Если только понял, но не может воспроизвести, не хватает процесса программирование, то уже другой ответ: «Я понимаю, но рассказать не могу ...».

Таким образом, усвоение требует активной умственной (познавательной) деятельности в целом (и мышление, и память). Усвоение это превращение материала в форму индивидуальной деятельности, в способность применять его при решении профессиональных задач. Если запомнил, но нет опыта применения в практической деятельности, то какой же это специалист, который знает, но не умеет? (Как «хирург» в кавычках).