Философско-психологический портрет студента как зрелой личности

12-04-2011, 08:57 | Раздел: Психология
Философско-психологический портрет студента как зрелой личностиДля усиления яркости картины, сделаем небольшой экскурс в систему философских представлений о современной человеческую фигуру. Если рассматривать личность как текст, то этот текст в течение жизни является безусловно открытым для определенных поступательных и скачкообразных изменений, их подталкивает жизненный выбор. Каждый выбор изменяет соотношение формы и фона, создавая новое целое, новый текст, новый гештальт.

Не каждое свитоперетворення, что осуществляется благодаря выбору, можно считать развитие, т.е. следования в прогрессивном направлении.

Выборы бывают и случайные, и ошибочные, и регрессивные. Вариантов изменения жизненной парадигмы всегда немало, особенно, когда человек вступает во взрослую жизнь. исуя портрет личности, подчеркнем то, что в современной науке кроме диалектики, появляется еще одна мощная, такая, что претендует на универсальную, методология синергетика. Напомним, что первично автор синергетического подхода профессор Г. Гакен подчеркивал, что синергетика изучает системы, состоящие из большого, очень большого количества компонент или подсистем, которые сложно взаимодействуют.
Слово синергетика означает совместное действие, подчеркивая согласованность функционирования частей, воспроизводится в поведении системы как целого. Почему для нашего изображения портрета удобной является именно синергетика? Не только потому, что синергетика сегодня статус метанаукой, с самого зарождения призванной сыграть роль коммуникатора между разными науками. И не потому, что, по мнению пылких сторонников синергетики, она должна в ближайшее время получить статус философской теории, а возможно, и заменить диалектику.

Главным аргументом для привлечения синергетического контекста в психологическое исследование является попытка нового понимания системного подхода, понимание далеко не такого механистического, как раньше. Именно синергетика изучает общие закономерности эволюции (развития во времени) систем любой природы. И, наконец, именно синергетика позволяет увидеть самостворення новых систем, субъектность в ее глубинном, базальном смысле.

В синергетици, которая примиряет такие два экстремистские подходы к изучению тех или иных феноменов, как редукционистско и голистичний, рассмотрение явлений происходит на промежуточном, не микро-и не макро- , а Мезоскопическая физика уровне.

Это обстоятельство имеет такое важное значение, что синергетику определяют как науку о самоорганизации. Согласно современным представлениям, хаос на одном уровне может приводить к упорядочению, самоорганизации на другом. Психологическое мышление легко соглашается с этим утверждением. Прагматическая философия синергетики артикулируется в знаряддево-операционном смысле языка, которое проявляется в осознании ее незавершенности, незаконченности, открытости, метафоричности, то есть ее процессуально-гештальтного характера.

В рамках такого синергетического подхода личность в современном постмодернистском мире называют новым, нейтрализованным Я, о котором все чаще пишут представители нарративной психологии. Это новое Я чем подвижным, текучим, таким, что чувствует на себе влияние голосов человечества и не спешит создавать свой отдельный сугубо индивидуальный текст. Для него важнее быть в контексте, вписываться, не выпадать (именно эта тенденция прослеживается в юношеском возрасте.

Философия постмодернизма, как известно, считает, что истину можно измерить лишь субъективным опытом. Вместо иллюзии истины как недостижимой цели главной ценностью становится творчество. ечь идет о готовности к перманентному переоценивания себя и мира, себя и других, собственного прошлого, настоящего и будущего. Как пишет А. Блатнер, главной задачей психотерапии в сутки постмодернизма есть необходимость помочь людям переориентироваться на цель творческой эффективности, т.е. сделать выбор в пользу творчества.

Среди характерных особенностей постмодернизма избыток выбора в связи с тысячами советов, предложений, рекомендаций, перед которыми оказывается человек. Все эти призывы апеллируют к множеству желаний, пробуждают различные части Я, требующие удовлетворения. Хорошо, если удается признать эти различные Я частичными, не целостными. Тогда легче обратиться к самодисциплине, от чего отказаться, что-то выбрать.
Когда мы говорим о постмодернистскую личность, то подразумеваем частичную утрату индивидуального своеобразия, точнее потерю жесткой определенности, единоголосся за счет практически безграничной открытости, полифоничности, способности к развитию. Постоянные изменения в соответствии с изменяющейся среды является для такой постмодернистской личности нормой жизни, которой никто не декларирует, даже не замечает. И все же подчеркнем, что такие кардинальные изменения происходят далеко не с каждой личностью.

Большинство людей остается на традиционном уровне мировосприятия и свитоперетворень. Поскольку новая личность становится более открытой и гибкой системой, определенные ее подсистемы возможно перестраивать, сделав новые тексты, меняя, например, жанр, добавляя новые детали или интерпретации. Так, на собственное прошлое она сегодня смотрит именно как на свою собственность, трактуя его по-новому, предлагая себе вспоминать не только определенные трагические обстоятельства, а и их ироническое видение сегодняшними глазами. Она имеет авторские права на свою жизнь и все активнее ими пользуется.