Задачи психологической подготовки педагогов

12-04-2011, 08:56 | Раздел: Психология
Задачи психологической подготовки педагоговОн является сложной системой социально-психологической взаимодействия с учащимися.
Активное социально-психологическое обучение учителя соответствует задаче оптимизации его личностных качеств, в результате чего он сможет стать ближе к ученикам, лучше знать их интересы, потребности, соответствующим образом влиять на их развитие. Огромная часть интеллектуальных усилий на поиск новой информации, должна быть переориентирована на более эффективное использование уже существующих открытий. Сейчас важно создать и внедрить в производство такую технику и технологию, которые бы работали не во вред человеку, а наоборот, способствовали бы развитию его интеллектуальных, духовных и физических сил.

В экономике возрастает роль и значимость мотивации человека к труду на благо общества. В связи с этим ученые считают, что в общественном развитии основная роль должна принадлежать воспитанию личности. Собственно этим и определяются перспективы развития всего школьного образования, а также новые требования к профессионально-педагогической подготовки учителя.

Одним из важнейших качеств педагога является его умение организовать взаимодействие с детьми, общаться с ними и руководить их деятельностью. Этому в должно способствовать педагогическое общение, которое помогает учителю обеспечить условия для реализации дидактических и воспитательных задач, стоящих перед школой.

В педагогическом взаимодействии особого внимания заслуживает сам процесс общения и его возможности воспитательного влияния на учеников. Для психолога важнейшим является вопрос о зависимости общение от личностных качеств педагога как инструментарий влияния на учащихся в целях их развития и воспитания. Именно поэтому новые задачи, стоящие перед школьным образованием на современном этапе перестройки всех сторон нашего общества, напрямую отражаются и на требованиях к педагогического общения в плане усиления его воспитательной функции. Еще А. С, Макаренко подчеркивал, что в общении кроются важнейшие средства воспитания детей. Воспитатель должен смотреть на воспитанника не как на объект изучения, а как на объект воспитания. С этого основного положения вытекают и формы общения воспитателя и воспитанника и формы его изучения.
В современной школе наблюдается тенденция перенасыщенности воспитательных действий жестко запланированными методами, рассчитанными на массовость без достаточного видение конкретного воспитанника и итогов воспитания. В результате педагоги неплохо умеют работать с целым классом, но порой просто не владеют методикой воспитания и развития отдельных учеников.

еальная трудность в осуществлении индивидуального общения порождена тем, что учитель имеет дело с большим количеством своих воспитанников. В таких условиях еще больше возрастает значимость личности педагога, проявляется в каждой отдельной ситуаций воспитательного воздействия на учащихся, причем такого действия, в результате которой каждый воспитанник должен почувствовать обращение именно к нему, а не ко всем вместе.
Процесс воспитания возможен при единственно верной позиции больше уважения к ребенку и больше требований к ней. Воспитатель и воспитанник при этом ищут творческие, конструктивные решения возникающих проблем в их взаимодействии. Это уменьшает «психологическую дистанцию» между воспитателем и воспитанником, которое является фактором, который обуславливает степень взаимного влияния: чем она меньше, тем более взаимное влияние.

Подход к воспитанию личности может быть формальным и неформальным. В первом случае превалируют внешние способы воздействия на ученика с целью добиться от него послушания, повиновения. Во втором воспитательные приемы должны быть обращены к нему с тем, чтобы разбудить его собственную творческую инициативу, воспитать самостоятельность в принятии решений и тем самым способствовать росту его социальной активности, зрелости. Конечно же, более прогрессивным представляется второй подход к воспитанию. Но и при неформальном отношении к воспитанию проблема влияния на воспитанника не снимается. Наоборот, задача переориентации установок, актуализации творчества индивида и направление его в социальное значимое (просоциальне) русло имеет еще большую остроту и актуальность.

Существует еще один путь, благодаря которому самостоятельность ученика можно сделать управляемой, это эмоциональный психологическая связь с ним. В таких условиях слово выступает не только средством воздействия на него, но и стимулятором его творческого потенциала. Такой духовный связь воспитателя с воспитанником возникает при безусловном принятии последнего без оценок его личных качеств и поведения, то есть принятие «если не таким, каким он есть сейчас, то таким, каким он может стать» (теория А. С. Макаренко о ближние и дальние перспективы). Ученик должен почувствовать к себе интерес и желание педагога совместно работать с ним.

Как известно, в педагогическом процессе большое значение имеет форма взаимодействия учителя и ученика. При этом со стороны старшего должна превалировать атмосфера терпимости, эмоциональной теплоты, искренности, заинтересованности лицом и делами ребенка. Задача его заключается не в «информировании» учеников, а в том, чтобы передать им определенный опыт и умение его переосмыслить с широких социальных позиций.
Зная потребности общества и учитывая возможности своих воспитанников, опытный воспитатель планирует мероприятия, имеющие общественную ценность, но при этом строит отношения с детьми так, чтобы не блокировать их самодеятельность, критичность и творчество, поощрять самостоятельность и инициативу.

Перестройка общеобразовательной и профессиональной школы поставила перед педагогами задачу формирования сознательных граждан своей страны. А это, безусловно, предъявляет повышенные требования и к личностным качествам учителя.

Сегодня взаимоотношения педагога с учащимися необходимо строить на основе «личность личность», а не «учитель ученик». А это значит, что общению с учениками должна быть присуща непосредственность, искренность чувств. Учитель мастер своего дела может воспринимать учеников как индивидуумов с неповторимыми особенностями и потенциальными возможностями, он способен на безусловное принятие чувств ученика, черт его характера, эмоций, как позитивных, так и негативных; последние могут представлять для него особые проблемы.

Для опытного педагога характерна развитая способность к эмпатии по отношению своих воспитанников: он умеет поставить себя на их позицию без установки на быстрое оценивания личности или ее поступков и без тенденции к произнесению «приговора» поспешными характеристиками. Он может распознавать интересы и стимулировать внутреннюю мотивацию учеников к деятельности, активизировать их творческий потенциал; способен видеть педагогические проблемы и решать их совместно с детьми бесконфликтным способом. В общении со школьниками у опытного воспитателя привалюе диалогическая форма над монологической. В своих поступках он конкретный, не делает безосновательным и беспредметных обобщений.