Исторический аспект процесса подготовки преподавателей

6-04-2011, 07:26 | Раздел: Психология
Исторический аспект процесса подготовки преподавателейВ 60-х годах наметилось два основных направления совершенствования процесса подготовки учителя к общению с детьми: первое— ориентированное на оптимизацию его личностных качеств и второе— ориентированное на развитие умений и навыков общения.

Особую значимость в подготовке учителя оказывают проблеме педагогического мастерства, исследование которой активно осуществлялось на протяжении многих лет петербургским профессором Н. В. Кузьминой и ее учениками. Но предлагаемые активные методы (игры, упражнения, решение педагогических задач) были в большей степени ориентированы на повышение профессиональной психолого-педагогической компетентности, чем на развитие и психокоррекцию личностных качеств учителя, необходимых для его успешной деятельности. То же можно сказать и о многих других исследований, в которых ставились требования чисто педагогической деятельности и находились методы формирования соответствующих умений и навыков.

Лишь в последние годы усилия многих исследователей направлены на разработку системы тренинговых упражнений, которые предусматривают развитие личности учителя, его психофизических возможностей, коммуникативного потенциала (А. А. Леонтьев, А. 3. Золотнякова, Л. А. Петровская, В. А. Кан Калик и др.).

Глубинная же психокоррекция личностных качеств педагога, необходима как благоприятная предпосылка эффективного использования им коммуникативного потенциала и полученных в вузе психолого-педагогических знаний, до последнего времени оставалась без внимания большинства исследователей. В значительной степени это относится и к видеотренинговои практики, разрабатываемой в таллинском пединституте, поскольку она эффективна лишь при подготовке людей к профессиональному общению, которому свойственна фрагментарность контакта с другими людьми. При таких условиях решающим для взаимодействия является не столько психокоррекция глубинных личностных качеств, сколько отработка определенных форм поведения.

В наше время практика активного социального обучения получила распространение. Ведь интенсивные методы социально-психологической подготовки (деловые, ролевые игры и другие) проводились еще много лет назад. Об этом свидетельствуют высказывания таких известных педагогов, как А. 3. Макаренко, 3. Т. Шацкий и др.

Так, в 30-е годы на некоторых предприятиях и в вузах применялось около 15-20 вариантов деловых игр. То, что такая работа в нашей стране была практически свернута, объясняется, прежде всего недостаточной их методической разработкой и слабым связью теории с задачами общественной практики.

Прошло также более полувека с тех пор как малая группа началась использоваться в целях психотерапевтического воздействия на человека. Исследования групповых процессов и явлений оказалось одним из самых эффективных путей познания индивидуального поведения в норме и в патологии. Поэтому знания специалиста в области групповой динамики и наличие у него практических умений использовать групповой инструментарий в своей работе является основой квалификации не только психотерапевта, но и социального психолога. Без этого трудно себе представить эффективное и профессиональное исследование проблем общения.