Экология исходит из принципа

4-04-2011, 10:11 | Раздел: Психология
Экология исходит из принципаПо известным словам И. Канта, существуют две абсолютные вещи— звездное небо над человеком и нравственный закон в ней.

В этих словах заложено много глубинных смыслов. Впрочем, безусловно одно. Они очерчивают проблему отношения человека и мира. Образно говоря, беспредельная Вселенная и есть миром человека. Миром, к которому она относится, то есть влияет, действует, познает и т.д. И влияние которого испытывает.

Если поставить вопрос об отношении к природной среде (а не к миру вообще), мы попадем в сферу экологии. Хотя экология изучает не только человека в его естественном среде, вообще живет, биоту в определенном окружающей среде. Экология изучает взаимосвязь, отношение биологической системы (в том числе и человеческих популяций и среды.

Наиболее широко и условно определяя, можно назвать экологию учением о естественном дом живого, в том числе— человека.
Экология исходит из принципа целостности: особь (организм) и окружающей среды— целостная система, функционирующая по определенным законам. Нарушение целостности влечет деградацию или уничтожение живого (в том числе и человека). То есть, целостность— существенная черта экологического.

Впрочем, это не значит, что целостность является неизменной, статичной. Отношение «живет— среда» является динамичным и предусматривает определенные изменения. Но позволяющие сохранить целостность. И она сохраняется благодаря возможности самоорганизации. Итак, экологические системы— целостность, которая самоорганизуется. Как только нарушаются законы самоорганизации, возникает экологический кризис.
Итак, в методологическом смысле экология— это представление, основанных на принципах системности и самоорганизации. Поэтому такие диалектико-категориальные отношение, как целое— часть, система— элемент— структура, структура— функция принципами экологии.
В современном методологическом анализе структуры экологических знаний как базовые категории определяют такие как устойчивость, разнообразие, единство, прогресс, изменчивость, цель, структура и т.д. В своих взаимосвязи язках они образуют категориальные структуры, позволяющие осмыслить самоорганизацию и развитие мира живого, одновременно являясь проявлением более общих форм бытия природы.

На становление нормам и идеалам экологического знания повлияла культурно-философская концепция гармонии— гармоничности мира, природы, гармонии между человеком и природой, зародившаяся еще в античности. Именно гармоничность вошла в экологию как представление об идеале экологического, а именно о такое отношение живой системы (человека) и окружающей среды, когда они максимально приспособлены друг к другу. В современной экологии гармоничным отношением считается такое отношение «человека— природа», когда человек не наносит вреда, не разрушает природу.

Конструирования образов экологической реальности базируется на определенной совокупности методологических принципов. Среди них методологи современной экологии называют принципы дискретности, функционального связи, целостности, эволюции, естественного отбора, системности, популяционизму и др.

Так, дискретность возникает в современной экологии как учета единства перервности и непрерывности органического покрова планеты. Принип функционального связи проявляет себя в исследовании единства структуры и функционирования экологических систем Принцип эволюции является методологической основой осмысления исторического развития экосистем. Принцип системности позволяет понять целостность экологических систем как сложных иерархических образований, подчиняющихся законам самоорганизации.

Задача эколога на принципах очерченных категорий и принципов определенным образом описать исследуемый объект. Описание является традиционной познавательной процедурой и завершается феноменологическим представлениям объекта. Результаты описания позволяют ставить целый ряд вопросов, которые приводят к вопросу «почему?» То есть, для того чтобы понять сущность экологической системы лишь описать ее недостаточно. Нужно объяснить, почему поведение объекта является именно такой. В свою очередь, объяснение является важным для осуществления таких процедур, как прогнозирование будущего поведения объекта, а на этой основе— управления им. Именно эффективность последнего подтверждает или опровергает подлинность экологических знаний, полученных в описании и объяснении.

Термин «экология»— от греческого «Ойкос»— дом и «логос»— слово, мысль, разум, закон. Появление экологии как самостоятельной науки связывают с именем выдающегося немецкого биолога Э. Геккеля. Именно он ввел термин «экология» в науку. В 1866 Эрнст Геккель в труде «Общая морфология организмов» назвал экологией науку об отношении организмов и окружающей среды: экология— наука, исследующая экономию и домашний быт живых организмов, их сложные отношения с неорганическим и органическим миром: "Во экологией мы понимаем общую науку о взаимоотношениях организма и окружающего мира, к которому мы относим все условия его существования в широком смысле. Они частично органической, частично неорганической природы, но и те, и другие заставляют к себе приспосабливаться.

То есть, классическая экология— это биологическая наука. Или— «биоэкология». Со временем доминирующим стал термин «экология» вместо— «биоэкология».

Известный современный эколог Ю. Одум считает, что экология сформировалась в период до 1890 г., а необычайного расцвета приобрела в 60-е годы ХХ в. За этот период структура экологии осложнилась на основании дифференциации и интергации научного знания.
Общая тенденция развития экологии подобно другим естественным наукам оказывалась в определении специфики объекта и его сложном структурировании, в котором реализуавався принцип иерархичности структур биоты и экологических факторов. Вместе формировалась система методов качественного и количественного анализа экосистем.

Так, во второй половине XIX в. К. Клаус описал фенотипические изменения растительности, А. Седтнер разработал эколого-топографическую классификацию, В. В. Докучаев— генетическое почвоведение, А. Кернер подробно исследовал структуру (ярусность) ценозов, А. Н. Краснов— исторические причины изменения экосистем и т.д. Ориентация на изучение внутренней структуры ценозов и поиск их инвариантных компонентов реализовалась как в пространственном аспекте (типология биоты земного шара, а также главных ее репрезентантов— степей, лесов, пустынь), так и в иерархическом (познания подчиненности между группировками внутри экосистем.

Таким образом, сформировались описательно-аналитические, классификационные и структурные направления познания. Влияние эволюционной парадигмы проявился в поисках исторических устоев экологических объектов и их взаимосвязей, превратившее экологию на эволюционную науку.
Первая половина XX в.— Время активного концептуального и методологического оформления экологии, многоаспектного эмпирического и теоретического развития.

Следует прежде подчеркнуть тенденцию вступления экологией черты точной науки. Это достигалось за счет широкого использования математических методов и моделирования. На основе популяционного стиля мышления, основанного еще Ч. Дарвином, трудов А. кеглем с изучения естественной изменчивости физических параметров человека, традиций английской школы биометрии (Ф. Гальтон, К. Пирсон), вероятностных подходов в генетике (Г. Мендель), т.е. на основе принципов вероятностно-статистического анализа, экология приобрела способности строгого описания закономерностей и структурно-системных параметров объектов исследования. Сформировалась математическая экология, которая, используя вероятностно-статистические методы, рассмотрела проблемы естественного отбора и борьбы за существование, конкурентные взаимоотношения внутри экосистем, динамики численности и т.д. (А. отобранные, В. Вольтерра, С. А. Северцов, Г. Ф. Гаузе и др.).

Важной основой для экологического познания было изучение динамики популяций животных, особенно промышленных и редких видов. Существенные колебания, присущие вида на протяжении жизни нескольких поколений, были названы «волнами жизни» (Четвериков, 1916; Хьюит, 1921). Теоретическому обоснованию этих явлений способствовала выдвинута в 1928 г. Р. Чепменом гипотеза о биотический потенциал и сопротивление среды, а также студии А. Никольсон (1933) с баланса популяций животных, утверждали наличие автоматического регулирования плотности населения.
На уровне иерархической сообщества биосистем вопросы саморегуляции подробно проанализировал в 1961 p. И. И. Шмальгаузен. Наконец, естественным был синтез экологического и эволюционного направления в биологии, причем особенно способствовали работы Ч. Элтона и С. А. Северцова.
Итак, процессе исторического развития под влиянием определенных парадигм научного познания изменялся образ экологии как науки. Проблемное поле экологии расширялся. Да. достаточно широко определяет предмет экологии Ч. Элтон (1928): это наука о естественную историю, область применения которой чрезвычайно велика— от вопросов патогенеза клеток и органов, эволюции и адаптации к проблемам социологии (теория народонаселения и т.п.). Иными словами, с одной стороны, проявилась тенденция снятия противоречия между аут-и синекология, а с другой— наметилось принципиальное расширение компетенции экологии на всю иерархическую совокупность экосистем, включая и те, в которых живет человек.

Итак, к середине ХХ в. в основном сформировалось понимание экологии как самостоятельной, прогрессирующей области биологии. По мнению методологов экологии, например В. Крисаченко, с второй половины ХХ в. экология развивалась в направлении превращения в самостоятельную ветвь естествознания. Одновременно, исследования взаимоотношений человека с окружающей средой становится одной из центральных проблем современной экологии.

В результате современная экология отображает природу как сложную целостность, познание которой требует как аналитической, так и синтетической методологии. Например, адекватное представление о биосфере, как глобальную экосистему, невозможно сформировать, не анализируя каждый уровень. А понять существенные особенности определенного ее уровня трудно, если не раскрыть законы биосферы как целого.

Итак, познание экологических систем требует единства общего, особенного и единичного. То есть, не только отдельные части биосферы отражают его природу, но и она— как целостность— отображается в сущности своих частей.
Распределение экологического знания осуществляется по принципу изучения взаимоотношений экосистем разного уровня— начиная с организмов— с окружающей средой. Соответственно выделяются такие направления экологии:
— Аутекология (экология особей)— наука о взаимоотношениях отдельного организма (особи) с окружающей средой;
— Демекология (экология популяций или видов)— наука о взаимоотношениях популяций или видов с окружающей средой с учетом внутришньопопуляцийних и внутривидовых процессов;
— Синекология— наука о взаимоотношениях сообществ живых организмов (ценозив. экосистем т.п.) с окружающей средой и их структурно-функциональной организации;
— Биосферологии (учение о биосфере)— учение о глобальной экосистемы Земли, область системного взаимодействия живой и неживой природы.
Впрочем, экологическое знание распределяют и по типам организмов таксономический распределение. По этому критерию выделяют, например, экологию животных, экологию растений. А они в свою очередь делятся на более специализированные разделы— экология насекомых, экология позвоночных, экология микроорганизмов т.д.

По типам среды— биома, экология делится на экологию моря. экологию лиманов, экологию пустыни и т.п.
Значительный познавательный интерес для ученый составляют биома со сложными и даже экстремальными условиями среды. Это Арктика, тундра, пустыни. В гносеологическом отношении они играют роль идеализаций, «упрощений», изучая которые можно открыть, познать те черты и закономерности, которых не «видно» в развитых биоценозах.

По видам воздействия антропогенных факторов на природную среду выделяют ресурсознавство, экологию города (урбанизационных экологию), агрохимической экологию и т.д.

Так, скажем, взаимодействие экологии и физиологии привела к возникновению экологической физиологии (П. А. Коржуев, экологии и гистологии— экологической гистологии (А. Г. Кнорре), а на границе всех названных наук возникает экологическая гистофизиология (Н. Д. Гербильський . Аналогичным образом возникают такие науки, как экологическая химия, экологическая физика, экологическая биохимия, химическая экология и др.
Практическая потребность оценить возможности экологии в жизни человека оказалась в появлении таких направлений прикладной экологии, как инженерная экология, урбоэкология, сельскохозяйственная экология и др.

Аксиологические измерения экологического знания связанные с оценкой этических, эстетических, художественных, наконец— философских аспектов экологии. На этих принципах возникала «органическая школа» в архитектуре, экологическая этика, ориентированные на организацию жизни человека и мира по законам красоты и добра.

Высоким уровнем осмысления всех измерений существования современной экологии является философия экологии. Именно в ее рамках формируется «образ экологии», то есть современное представление о различных измерения и аспекты экологического познания и экологической деятельности. Воспроизводя образ эколог, философия экологии дает возможность оценить реальное состояние эмпирического и теоретического развития экологии, проектирует направление возможного или необходимого развития. Образ экологии возникает как осмысление теоретических, практических и социокультурных аспектов функционування науки, позволяющий оценить глубину познания ее объекта. Поэтому, создавая образ экологии, философия экологии играет важную познавательную и культурно-образовательную роль в обществе.