Многоаспектность современной экологии

4-04-2011, 10:09 | Раздел: Психология
Многоаспектность современной экологииИтак, в результате эволюции предмета классической экологии сформировался многоаспектный предмет современных экологии.

Известный современный эколог Н. Реймерс приводит целый спектр современных взглядов на предмет экологии:

1. Часть биологии— изучает отношения организмов между собой те окружающей средой. Это система биоекологий. Например, физиологическая кология, цитоекология т.д.
2. Общая дисциплина, изучающая общие законы функционирования экосистем разных уровней. Причем, к анализу экосистем кроме биологических данных привлекаются математика, химия, геология география и другие науки. Таким разделам экологии, например, биоценология, биосферологии т.д.
3.Комплексна наука— исследование «места жительства» живых существ (включая человека).
4. Исследование состояния человека как вида и общества в экосистеме планеты, ее связей с экологическими системами и границ влияния. В этом случае учитывается человеческая деятельность и отношения «человек— природа» включается в предмет экологии.

В. Крисаченко указывает на существование современной науке таких основных направлений трактовки сущности экологии:
— Экология— это наука о взаимоотношениях организмов с окружающей средой;
— Экология— наука о функционировании экосистем разного уровня организации;
— Экология— комплексная наука об окружающей среде биосистем;
— Экология— система знаний о взаимоотношениях объектов реальности с каким-то одним, центральным объектом;
— Экология— наука о уникально-космический статус человека как вида в биосфере
— Экология— наука о взаимоотношениях биосистем с естественным окружающей средой, которое определяет пространственные и временные параметры их существования и развития. Итак, в таком видении экологии в нее включена еколюцийна составляющая.

Именно через включение в предмет современной экологии проблемы отношения человека и природы возникает группа «общих экологов. Так С. Тулмин вводит понятие „интеллектуальной экологии“, Д. Лихачев— „экологической культуры“, П. Дракер— „политической экологии“, И. Круть— „экологической философии“.

Как специфику предмета экологии исследователи отмечают его синтетический характер: наличие естественнонаучных и гуманитарных пластов в ее знании. Ю. Одум (1986) пишет: „Экология— целостная дисциплина, зв“ язуе естественные и гуманитарные науки. Сохраняя прочные корни в биологчиних науках, она не может быть отнесена полностью только к ним. Экология— точная наука. В том смысле, что она использует концепции, методы и приборы математике, физике, химии и других естественных наук. Но одновременно она гуманитарная наука, поскольку на структуру и функцию экосистем очень сильно влияет поведение человека».

На этом же отмечают известные экологи П. Дювиньо и М. Танг, подчеркивая, что экология— синтетическая наука, использующая данные самых разных дисциплин. Приемы и методы экологии ризномантни. Она использует современные методы физики и химии для изучения природы.
Экология исследует самые высокие уровни интеграции живой материи и в процессе познаний переходит от популяций одного вида к сообществ и экосистем. И, наконец, до биосферы в целом. Поэтому экология объединяет в научном поиске ботаник, зоологов, микробиологов. То есть, выполняет интеграционную функцию. Экология объединяет генетику и современную эволюционную теорию, относя их к реальной естественного процесса. С помощью экологии, которая исследует взаимосвязь человека с биосферой, осуществляется интеграция естественных и общественных (экономических и социальных) наук.

Методологи современной экологии подчеркивают интеграционную ориентированность экологии, определяя ее место в системе наук. Экология является самостоятельной отраслью научных знаний и одновременно наукой, которая связана или смежная со многими участками естественных, гуманитарных или технических наук, разнообразными сферами человеческой деятельности. Экология опирается на различные науки, с которыми связана своим происхождением (например, с биологии) или объектом исследования (география, геология).

Теснейшим экология связана с естественными науками— землеведения, биологией, космологией, поскольку каждая из этих наук раскрывает существенные черты собственно экологических объектов— экосистем и взаимоотношений между организмами. Землеведение создает образ неорганической природы, биология— живых систем, а космология— межпланетного окружающей среды, в котором предстала и функционирует биосфера Земли.

Экология должна тесные связи с фундаментальными теориями— эволюционной, систем, а также информатикой и социологией На базе этих обобщений получают рациональное объяснение многочисленные экологические явления Медицина, биотехнологии, сельскохозяйственные науки, урбанистика, охрана природы и космонавтика очерчивают прикладные возможности экологии Действительно, начиная с полеводческой дела и заканчивая изучением космоса люди имеют дело с определенным окружающей средой— благоприятным или неблагоприятным. Учет его особенностей, изменений, принципов управления им позволяют поддерживать постоянство человеческого существования на уровне отдельного индивида и человеческих сообществ.
Академик С. Шварц (1975) рассматривает экологию еще шире. Экология— общенаучных подход к решению сложных проблем отношений человека и природы. Более того, он считает, что «экология на наших глазах стапе теоретической основой поведения человека в природе».

Надо также привести рассуждения исследователей, обозначающих ситуацию последнего десятилетия. Так, Т. Гардашук результатом выхода экологии как науки далеко за собственные пределы конце ХХ в. считает превращение ее в «экологизм»— разновидность современной идеологии и современного мировоззрения. В отличие от экологии, экологизм уже не задовильняеться сугубо научным исследованием состояния окружающей среды, а входит во все сферы общественно-политической деятельности, экономики, культуры, этики.

Западные исследователи предлагают различать «экологизм» (ekologism) и «инвайронментализм» (environmentalism). Инвайронментализм основывается на убеждении, что одних только упрвлинських подходов может быть достаточно для решения современных экологических проблем. Зато экологизм настаивает на признании самоценности природы, следовательно— необходимость радикальных изменений в отношении человека к ней.

Итак, в результате эволюции предмета экологии, структурирования его знания и осмысления этих процессов философско-методологическими средствами, сформировался современный образ экологии как науки. Что же он собой представляет? Так, прежде всего надо подчеркнуть, состоявшейся дифференциация экологии и ее экспансия на новые предметные сферы. Развивается общая и теоретическая экология. И, одновременно, совокупность частных и прикладных экологических наук.

Специалисты-экологи отмечают неравномерность темпов развития отдельных отраслей экологии. Особенно быстрыми темпами развивалась аутекология, синекология, урбоэкология, фитоценология, экология человека. Наиболее теоретически развитые области экологии пытаются распространить имеющиеся теоретические модели на всю экологию. В результате возможно поглощение одной отраслью экологии других. Подобную ориентированность посмотреть в развитии фитоценологии, которая является лидером биоэкологии.

Теоретическая и методологическая сфера экологии является пока недостаточным. Сегодня функции теоретической экологии выполняет совокупность весомых достижений аут-и синекология. Специалисты-экологи высказывают опасения, что при таких обстоятельствах довольно легко возникают дилетанськи схемы и действия в области экологии. Современная экология выполняет практико-прогностическую функцию. Растет его роль в прогнозировании развития биоты на планете, определении степени и последствий антропогенного воздействия на биосферу, рациональном подходе к созданию искусственных ценозов, разрешении глобальных проблем современности.

Наконец, современная экология тесно взаимодействует со сферой философского знания. Философия экологии изучает и оптимизирует сам процесс экологического познания, осмысливая возможности его дальнейшего розвитку.В результате человековедение получает от экологии новое понимание человека и его жизни. Современная экология занимает особое место в обществе. Это связано со сквозной людиновимирнистю экологической проблематики и практическими возможностями экологии для решения проблем культурно-цивилизационного развития.

Итак, предмет экологии— многоаспектное. Эта особенность отражается в многообразии определений понятия «экологии» в современных научных и философских источниках. Включение в предмет экологии проблемы отношения человека и природы приводит к появлению многих новых экологов, так сказать, "небиологических. Кроме того, почти одновременно с биоэкологии (т.е. с классической экологией), возникает «экология человека», Со временем она дифференцируется на собственно экологию человека как живого организма и социльну екологию.На мнению американского исследователя Дж.Л "юиса, на такую дифференциацию повлияла линия «география человека— экология человека— социология», зародившейся в трудах выдающегося французского социолога О. Конта в 1837 г. Это направление дальше развивался под названием «биология человека».

«Социальная экология»— направление, начало которого, как уже отмечалось относится к идеям О. Конта, которые были развиты известными английским философом Д. Миллем и Французским философом Г. Спенсером. Однако до 20-х годов ХХ в. понятие и термин «социальная экология» в принятом сегодня смисли не существовали. Социальной экологией называли раздел биоэкологии, который исследовал так называемых «общественных животных», наприкад, муравьев, пчел. Новый контекст социальной экологии начал формироваться в работах американских социологов Р. Парка и Э. Берджеса, которые включили в социальную экологию изучение закономерностей поведения человеческих популяций в урбанизированной среде. В русской (Гирусов Э., Марков Ю. и др.) и отечественной (Бачинский Г., Голубец М. и др.) науке проблемы социальной экологии считаются сферой философского осмысления.

За пределы естественной науки выходит и предмет "глобальной экологии. Она изучает экосистему Земли. В результате возникают вопросы охраны природы и охраны окружающей человека среды, которые не являются только биологическими, естественнонаучный, а имеют и социальное содержание.
Они также зачипають такую сферу человеческой деятельности и влияния, как политика. То есть, экологические вопросы становятся политическими. Достаточно вспомнить движение «зеленых» в мире, вплоть до «экологического терроризма» на Западе. Политизация экологических вопросов привела к валификування экологических феноменов в понятиях "екорозвиток. «Экополитика», «экологическая безопасность» и т.п. Связь екополитичних проблем с экономикой определил появление сиснетичних дисциплин, таких как экономика природопользования, причем, именно природопользования вступило экологического окраску.

Еще одной из «общих экологов» является «экология культуры». Предметно-вещественные и мировоззренческие ценности, архитектурное и ландшафтное среду, литература, вообще искусство, аудиовизуальные технологии стали предметом экологии культуры. Она имеет исследовать культурную среду человека, его формирование, влияние на человека.

Впрочем, сама экология как наука является частью культуры и может влиять на познавательные и ценностные ориентации личности. Такое влияние может происходить через так называемую «глубокую экологию» (М. Реймерс)— систему взглядов, которая отрицает исключительную ценность человека по сравнению с другими биологическими видами. Мировоззренческий пафос глубокой экологии можно выразить тезисом: «Земля— прежде всего!» То есть, исходной и доминуючлю мировоззренческой ценностью считается не человек, а планета Земля. Наибольшее влияние на особистисть глубокая экология осуществляет не в рамках науки, а как екоцентриський социальное движение. Движение, квалифицирует современную экологический кризис как проявление кризиса социального, вызванной определенным отношением человека к природе.

Итак, в современной экологии мы выход за рамки науки к мировоззренческим проблемам, таким как вопросы о свитогядни основы человеческой деятельности в природе— какие они есть и какими вонимають быть? Эти и подобные проблемы стали предметом отрасли, которую называют «экологией духа». Она также имеет исследовать экологические феномены как морально отношения. Речь идет о вопросах такого рода. Как: включена ли природа в моральную сферу человека? Сегодня это все еще проблематично.

Таким образом, современная экология включает целый пласт гуманитарных и философских проблем, что является признаком нового этапа ее развития как науки— постнеклассического.

Постнеклассическая науки— это новый тип рациональности, порвняно с классической (декартовского) и неклассические (енштейнивською. Этот новый тип научной рациональности возникает на основании потребности не вызывать в результате цивилизационного развития кризисного состояния культуры, природы и человека. По заключению В. Степина, современного философа науки, активно исследует эти проблемы, наука сохранит свою основную познавательно-ценностную ориентацию— на поиск объективной истины, но тип научной рациональности изменится Характер объектов, которые ствоюе наука, приведет к изменения ее картины мира, методологических установок, философско-свитогядних принципов— их поле расширится.
Новый тип рациональности сейчас утверждается в науке и технологической деятельности со сложными системами, которые развиваются и являются человекомерная. Он проявляет себя через такие существенные черты:

во-первых, в отличие от новоевропейской науки, современная наука рассматривает природу как целостный организм, в который включены и человека, а биосферу как глобальную экосистему;
во-вторых, изучение системных объектов, которые развиваются и являются человекомерная, требует новых стратегий познания. Так, синергетические подходы доказывают, что существенную роль в таких системах играют несиловые влияния, а теория бифуркации предусматривает возможность нескольких сценариев поведения системы;
в-третьих, существенную роль начинают играть моральные принципы. В деятельности со сложными системами ориентирами являются не только знания, но и моральные принципы, является запретами на опасные для человека и природы действия.

Современное состояние экологии как науки по параметрам, которые обозначены исследователями, может квалифицироваться как становление постнеклассической науки. М. Киселев (1998) отмечает, что исследования экологических систем,— неравновесные, сложно-динамическими, комплексными, со сложным переплетением социально-практически всех специалистов, экономических, технологических и природных проявлений, требует ориентаии на статистичнисть, нелинейность, поливариантность, полисемантичнисть, плюральнисть. Итак, в субъективизм, однозначность, аналитичность, жесткое Google квалификации, что является требованиями классического естествознания теряют свою весомость.

Общеизвестно, что в отечественной научной традиции, начиная с В. Вернадского, предметом экологии считается биосфера. А основы концепции биосферы, соответственно, рассматриваются как способствующие свитогядни ориентации экологического познания. По приведенным в современных методологических исследованиях соображениями, в экологии существует расхождение между определением понятия биосферы классической экологией и современным состоянием существования человека и природной среды как единой системы, отсутствует четкое определение места и роли человека в биосфере как глобильний экосистеме. Так, А. Буровський считает, что классические биолого-экологические представления о биосфере приводят к взгляду, что на Земле в данный момент существует биосфера, в пределах которой возникло, функционирует и развивается человечество.
На самом деле, с появлением человека и развитием культуры биосферные стадия развития ландшафтной оболочки Земли закончилась. Совокупность человеческих культур создает новое качество ландшафтной оболочки, которую исследователь определяет как антропогеосферу. Эта объектов объектно реальность отражается познавательными особенностями постнеклассической экологии, работающий с категориями, связанными с субъектов объективности.

Поэтому, в свете постнеклассической науки дихотомия естественное— искусственное, естественное— культурное выглядит анахронизмом. Классическое экологическое видение, по мнению исследователя, не соответствует реальной ситуации, что Земля изучается так, как будто человек на ней не существует, или ее деятельность— лишь вредный фактор. В то время как с развитием общества планету Земля творит культура, которая и делает антропогеосферу более разнообразной по сравнению с биосферой.

Итак, с точки зрения постнеклассической науки, в которой исследователь рассматривается как часть того, что он узнает, философские и мировоззренческие ориентации становятся тем, что определяет получение ученым самого объективного знания.
На методологической ограниченности концепций классической экологии отмечает и М. Рац. Возвращаясь к биосферный концепции и теории биотической регуляции окружающей среды, он доказывает, что они не могут считаться современной экологической парадигмой, поскольку в результате использования классических подходов и представлений биоэкологии для изучения мира человека. В действительности природа живет в мире мышления и дяльности.

Исследователь считает, что в конечном счете, экологическая проблема встает перед нами не в связи с отношениями человека и природы, а в связи с столкновением различных человеческих интересов и различных позиций относительно возможностей использования территорий и материалов. Поэтому экологическая ситуация раскрывается как ситуация конфиликту между представителями разных позиций. Необходимость разработки современной экологии на новых концептуальных основах высказывается и в связи с несоответствием теоретико-методологических ориентаций теории биотической регуляции окружающей среды экологической реальности.