Причины возникновения цивилизации

1-04-2011, 16:09 | Раздел: Психология
Причины возникновения цивилизацииПонятие цивилизация (civilis)— в переводе с латинского означает «гражданский», «государственный».

В современном использовании термин «цивилизация» означает определенный уровень общественного развития, определенную историческую эпоху развития культуры. Так, говорят о цивилизации противовес дикости, о цивилизации как общество с определенными социальными институтами.

Существенным признаком цивилизации является появление государства и связано с ней возникновения права. В Европейской истории цивилизация классового общества (рабовладельческого) пришла на смену родовому обществу. В условиях классового общества государство через институт права берет на себя функцию управления взаимоотношениями между людьми, состояниями, классами— вместо главы рода в первобытном обществе.

Причинами возникновения цивилизации есть коренные изменения производства, формы собственности, форм труда, возникновения новых технологий, что влечет коренные изменения социальной структуры, появление политики, права, философии, науки.

Проблема возникновения, сущности, закономерностей цивилизационного развития всегда находилась в центре внимания философов. Существуют различные оригинальные теории цивилизации, которые представлены в творчестве Ж. -Ж.Руссо, И. Канта, М. Данилевского, О. Шпенглера и др. В соответствии с теорией современного философа истории А. Тойнби, цивилизация— это конкретное общество, социокультурное образование, локолизовано в пространстве и времени, Например, цивилизация древнего Египта.

О. Шпенглер в работе «Сумрак Европы» обосновал мнение, что развитие цивилизации— это признак, «симптом» разрушения, упадка культуры. По его взглядами чем больше развиты наука, техника, технология, то есть цивилизация, тем биьше страдает от их влияния культура.
О. Шпенглер подчеркивал, что человек берет на себя роль творца, опираясь на технику. Вместе прогрессирует процесс потери духовности, что связано с разрушением христианских ценностей. Итак, человечество становится силой, разрушающей культуру, духовность, человеческое в человеке. В традиции экзистенциальной философии, в творчестве М. Хайдеггера. Н. Бердяева, Х. Ортеги— и— Гасет проблема техники рассматривается как проблема метафизическая, как проблема человеческого существования.

Н. Бердяев считал, что негативная роль техники проявляется тогда, когда средства (техника) заменяют целые жизни. Техника делайте с человека орудия производства вещей, «вещи становятся выше человека». Н. Бердяев, анализируя проблему техники как проблему человеческого существования, писал: "Техника хочет овладеть духом и рационализировать его, превратить в автомат, в раба. Это и есть титанический борьба человека и технизированные ней природы ".

Известный представитель современной западной философии науки П. Фейерабенд доказывает тезис о негативном— в значительной мере— влияние на культуру такого фактора цивилизации как наука. Он считает, что несмотря на безусловную ценность науки, ее возможности в улучшении жизни человека, наука одновременно вытесняет позитивные достижения более ранних эпох. То есть, наука уменьшает таким образом «степени свободы» деятельности человека, ограничивая свободный выбор моделей социального поведения, нравственно-мировоззренческих ориентиров и идеалов. Стремление науки считать право на истину собственной прерогативой П. Фейерабенд называет «фетишизмом науки». Мнение П. Фейерабенда это, по сути, протест против доминирования технициськои ориентированности мышления и деятельности современного человека.

Учета факта существенного влияния современных технологий на все сферы жизни человека позволяет дослидникая квалифицировать современный этап развития общества как технологическую цивилизацию (Новая технократическая волна на Западе), технократическое общество (Э. Фромм), техническую цивилизацию (Н. Бердяев), время технологических революций (В. Звегинцев), возраст технологической культуры (Грант).

В современной философской литературе сформировалось представление о технологии не только как средство, но и как процесс активной целенаправленной деятельности субъекта, в которой реализуются творческие возможности человека в его отношении к миру— природе, культуре и воспроизводятся чисто человеческие отношения, а также условия человеческой деятельности. Формируется искусственный мир человеческой жизнедеятельности, в котором влияние человека на природу, общество, культуру становится все более технологичным. Последнее проявляется как жесткая обусловленность структуры человеческого отношения к объекта деятельности— природы, человека, культуры— практическими целями человека, как жесткая последовательность операций деятельности человека.

Сущность процесса технологизации заключается в том, что результаты, которые проектируются субъектом достаточно однозначно определяют порядок, схема деятельности, регламентирующих способы ее, а ориентиры и цели деятельности обосновываются функционально, т.е. исходя главной мере возможностью функционирования человека в данной системе— производства, научного исследования, образования, общения, повседневной жизнедеятельности Так, процесс адаптации человека к социальной среде становится, так сказать, освоением технологии повседневной жизни. Естественно, что в таких условиях даже внутренний мир личности подвергается воздействию технологизированы среду, становится объектом технологизации.

Итак, технологенна цивилизация— это общество с высоким уровнем развития науки, техники, технологии, в котором все сферы жизни подвергаются технологизации. Особенности техногенного общества социологи и культурологи проявляют сравнивая его с традиционным. Традиционное общество (в Европе существовало примерно до XV в.) Характеризуется медленным общественным развитием, медленным развертыванием прогрессивных изменений, если их сравнить со сроком жизни отдельного человека и даже целых поколений. В условиях традиционной цивилизации виды деятельности человека, его средства, цели протяжении веков существуют как устойчивые стереотипы.

В культуре традиционных обществ приоритетными являются традиции, нормы, сосредотачивают опыт предыдущих поколений. А инновации допустимые лишь в пределах устоявшихся традиций. Классическими примерами традиционных обществ были Древняя Индия, Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция.

Техногенное общество возникает в Западной Европе и поэтому его часто определяют и как «западную цивилизацию». Техногенное общество характеризуется значительным динамизмом социальной жизни. В обществах такого типа прогресс осуществляется не за счет расширения культурных зон, а за счет интенсификации деятельности. Главное, что отличает техногенное общество— это новая система ценностей. Принипово новым в ней является то, что ценностью считается инновация, т.е. вообще— принципиально новое, оригинальное.

Кроме того, характерным и тем, что отличает техногенное общество от традиционного является то, что ценностью становится автономия личности. Если для традиционных обществ личность— это просто элемент в системе корпоративных связей и если человек не вовлечена в определенной устойчивой системы отношений, она не считается личностью, то в техногенной цивилизации человек может менять принадлежность к определенной социальной системы, гибко строить отношения с другими людьми, менять систему культуры, состояние, в котором она существует.

В. Степин подчеркивает, что техногенная цивилизация формируется на основании античной культуры. Существенным для развития нового, по сравнению с традиционным типом общества, было, во-первых, возникновение демократии как первого способа регулирования социума. Во-вторых— теоретической науки, которая начинается с первой научной теории— геометрии Евклида. Теоретическая наука стала новым способом познания мира.

Новым шагом к техногенной цивилизации было европейское средневековье. Именно тогда появляется человеческий намерении расшифровки плана Господнего творения, о чем можно судить по развитию философии того времени. Кроме того, средневековая философия обосновала идею исторического течения времени— движение от прошлого, через настоящее к будущему.

В эпоху Ренессанса закладываются основные закономерности техногенной цивилизации. В. Степин называет их «культурной матрицей» техногенного общества. Собственно техногенная цивилизация разворачивается с ХУ11 вв. и имеет три основных стадии: перединдустриальну, индустриальную и постиндустриальную. Именно в техногенном обществе возникает ориентированность прогресса на будущее. Историческое время воспринимается как необратимый движение от прошлого к настоящему и будущему. В отличие от этого в традиционных обществах время квалифицировали или как циклический, или считали, что «золотой век» уже позади.

Еще одной особенностью существования техногенной цивлизации есть тяготение к доминированию, через которую обозначают как «агрессивную»— такую, что подчиняет, разрушает культуру традиционных обществ. Такой деструктивное влияние проявляется через утверждение определенных мировоззренческих ориентиров. Ориентиров, которые срабатывают в формировании смыслов в понимании того, что есть человек, мир и т.д.
Следовательно, влияние техногенной цивилизации на природу, культуру, человека определяется его мировоззренческими ориентирами. Какими именно?
Мировоззренческие основы техногенной цивилизации таковы, что направляют понимание человека как активно действующего, человека, который ставит и достигает определенных целей в процессе своей деятельности. Мир воспринимается, прежде всего, как обиект деятельности и познания. Доминирующей становится мировоззренческая ориентация, в соответствии с которой считается, что мир существует для человека. В том числе для человека существует и природа, которую, как и мир вообще, человек должен покорить.

Это принципиальным образом отличается от мировоззренческих ориентаций традиционных обществ, когда деятельностная активность человека рассматривается как скорее нацелена на ее внутренний мир и проявляется в самосозерцании, самопознании, самоконтроле Такие ориентации можно открыть в культуре Древнего Китая, Древней Индии и т.д. Согласно им человека должна приспособиться к действительности, включиться в традиционный течение жизни.

Специфические мировоззренческие основы техногенного общества определяют и понимание природы как упорядоченного процесса. Такого, что является узнаваемым для человека и является объектом реализации человеческих целей. Принципиально иными являются мировоззренческие основы традиционного общества. В нем природа воспринимается как живой организм, в пределах которого существует и человек. Законы природы и человеческого существования воспринимаются как нечто надрациональне В техногенном обществе формируется мировоззренческое представление о том, что необходимо создать определенную технику и технологию, которые позволят овладеть природой, миром.